Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что при сокращении численности или штата работников необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной статьей 180 Трудового кодекса РФ.

В случае невыполнения одного из перечисленных ниже действий работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным сокращения. И как следствие, работник должен быть восстановлен на ранее занимаемую должность.

Процедура сокращения численности или штата работников проводится поэтапно:

Работодатель обязан сообщить в службу занятости о предстоящем сокращении не менее чем, за 2 месяца до увольнения.

Согласовать увольнение с профсоюзом (ст. 82, 373 ТК РФ), если работник является членом профсоюза.

Уведомить работника о предстоящем увольнении, в связи с сокращение численности работников необходимо персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. При отказе работника ознакомиться с уведомлением под роспись работодатель должен составить об этом акт.

Увольнение по сокращению штатной численности, по п.2 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Преимущественное право на оставление на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Работодатель обязан письменно предложить работнику вакантную должность (при ее наличии), соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, или другую работу (в том числе нижеоплачиваемую); Работник вправе отказаться от предложенной работы. Данный факт должен быть удостоверен работодателем письменно (проставлена отметка в уведомлении об отказе от другой работы или составлен акт об отказе работника проставить свою подпись в предложении другой работы);

Закон запрещает увольнять, в связи с сокращением численности или штата следующих работников: инвалид, беременная женщина; женщина, имеющая ребенка (детей) в возрасте до 3 лет; одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет); работник, воспитывающий ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; родитель, являющийся единственным кормильцем ребенка. Перечень лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе, не является исчерпывающим

При отсутствии у работодателя другой работы или отказе работника от предложенной работы по истечении срока предупреждения производится увольнение работника с выплатой выходного пособия, в размере среднего месячного заработка;

При увольнении работодатель обязан: издать приказ о прекращении трудовых отношений; ознакомить работника с приказом под роспись (при отказе работника с ним ознакомиться - составить акт); внести в трудовую книжку запись об увольнении и выдать ее; в последний день работы произвести с работником полный расчет, выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

 

Запрещено применять труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, статья 253 ТК РФ запрещает применять труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Применяемые до 2022 г. нормы предельно допустимых нагрузок для женщин были утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105. Однако с 1 марта 2022 года вступили в силу новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин, утв. приказом Минтруда от 14.09.2021 № 629н (далее – Приказ № 629н).

С 01.03.2022 изменился показатель, характеризующий перемещение грузов в течение каждого часа рабочего дня (смены). Оцениваться будет не величина динамической работы, совершаемой в час, а суммарная масса грузов, перемещаемых в течение часа. Эта суммарная масса не должна превышать:

при перемещении с рабочей поверхности – 350 кг (вместо 1750 кгм динамической работы),

при перемещении с пола – 175 кг (вместо 875 кгм динамической работы).

Аналогичный норматив для женщин установлен в приложении № 20 "Методика проведения специальной оценки условий труда", утвержденном приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. По тяжести трудового процесса эти условия труда отнесены к допустимым (класс 2).

Чтобы условия труда считались оптимальными (класс 1), масса перемещаемого груза не должна превышать:

при перемещении с рабочей поверхности –100 кг;

при перемещении с пола –50 кг.

Кроме того, определен максимальный размер разового подъема тяжестей (без перемещения) – 15 кг. Ранее такого условия не было.

Остальные нормативы перемещения тяжестей не изменились. Так, допускается подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не более 10 кг. Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены по-прежнему ограничены 7 кг. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кгс.

Обратите внимание, в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

Срок действия приказа с 01.03.2022г. до 01.03.2028г.

 

Может ли работник самостоятельно выбрать кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата?

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что работник может самостоятельно выбрать кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата.

При приеме на работу сотрудник пишет заявление, в котором указывает предпочтительный банк и реквизиты карты для перевода зарплаты.

Работник может заменить кредитную организацию по своему желанию. Но важно успеть подать заявление об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за 15 календарных дней до выплаты заработной платы.

Если в трудовом договоре фигурировала запись о конкретном зарплатном банке, то после перехода сотрудника на обслуживание в другой банк запись будет аннулирована путем оформления дополнительного соглашения.

Важно: в случае смены работником кредитной организации расходы по выпуску и перевыпуску банковских карт, а также по обслуживанию счетов сотрудник оплачивает за свой счет.

 

Установлены особенности правового регулирования трудовых отношений в организациях оборонно-промышленного комплекса

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что Правительство РФ своим Постановлением от 01.08.2022 N 1365 (вступил в силу с 13.08.2022) определило особенности регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

Теперь в организациях, осуществляющих свою деятельность в указанной сфере, допускается:

- привлекать работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с исполнением госконтрактов в организациях-работодателях, к сверхурочной работе в течение года без их согласия (продолжительность сверхурочной работе не должна превышать для каждого работника 4 часов ежедневно с оплатой всех сверхурочно отработанных часов не менее чем в двойном размере);

- доводить графики сменности до сведения работника не позднее чем за 3 дня до введения их в действие в порядке, установленном локальным нормативным актом организации;

- устанавливать продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 24 часов;

- привлекать работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия с оплатой не менее чем в двойном размере (при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца);

- переносить ежегодный оплачиваемый отпуск работника без его согласия при нарушении (или возникновении риска нарушения) срока исполнения организацией госконтракта (при этом отпуск должен быть предоставлен не позднее 18 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется, либо часть отпуска, превышающая 21 день, по заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией);

- отзывать работника из отпуска без его согласия при условии уведомления его не позднее чем за 3 дня в случаях и порядке, которые предусмотрены локальным нормативным актом организации.

Работники некоторых категорий вправе отказаться от сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни, а также должны быть под роспись ознакомлены с этим правом.

Кроме того, указанные выше особенности не распространяются на работников, привлечение которых к сверхурочным работам и работе в выходные и нерабочие праздничные дни запрещено законодательством РФ.

Перечень конкретных организаций оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов утверждается Минпромторгом РФ по согласованию с Минобороны РФ, Госкорпорациями "Росатом" и "Роскосмос".

 

Конституционное право человека трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности, защищается уголовным законодательством РФ

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека ( ст. 143 Уголовного кодекса РФ).

Под требованием охраны труда в данной норме закона понимаются государственные нормативные требования, обеспечивающие безопасность работы, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

К уголовной ответственности по данной статье УК РФ могут быть привлечены руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Ответственность по данной статье УК РФ также могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, если на указанных лиц непосредственно возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

Для определения тяжести вреда здоровью по делам указанной категории во всех случаях требуется проведение судебно-медицинской экспертизы потерпевшему.

Кроме того, по указанным уголовным делам назначается и проводится судебно-техническая экспертиза для установления причинно-следственной связи между действием (бездействием) лица, ответственного за охрану труда в организации, и наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти потерпевшего.

В случае смерти лица вследствие нарушений правил охраны труда потерпевшим по уголовному делу признается близкий родственник погибшего, который обладает всеми правами потерпевшего, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Статья 143 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных, принудительных работ либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

Компенсация за профзаболевание

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что в соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

В силу статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя.

В случае причинения вреда здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Порядок возмещения такого вреда регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее-Закон № 125-ФЗ). В этом же законе установлено право работника на компенсацию морального вреда. А именно абзац второй пункта 3 статьи 8 Закона № 125-ФЗ предусматривает, что возмещение застрахованному лицу, то есть работнику морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. То есть ответственным лицом за компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда здоровью вследствие профзаболевания является работодатель.

При этом законодательства не ограничивается ответственностью только того работодателя, при исполнении обязанностей у которого у гражданина было выявлено заболевание. Судебная практика допускает, что в случае, если профзаболевание у работника возникло в периоды работы у нескольких работодателей, ответственность компенсировать моральный вред возникает в всех работодателей.

В статье 237 ТК РФ определены порядок и условия возмещения морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. С требованиями о компенсации морального вреда, причиненного вследствие профессиональной трудоспособности в связи с профзаболеванием, работник может обратиться непосредственно к работодателю. Последний обязан возместить ему вред в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора или отраслевым соглашением, локальным нормативным актом работодателя.

В то же время на практике не исключены ситуации, когда работодатель не производит выплату компенсации морального вреда, либо выплаченная компенсация не устраивает работника. И тогда возникает вопрос-куда гражданин может обратиться для разрешения этой проблемы?

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом. То есть с неразрешенными вопросами между работником и работодателем, касающимися компенсации морального вреда, в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за защитой своих прав гражданин вправе обратиться в суд общей юрисдикции.

 

Трудоустройство лиц, которые ранее замещали должности государственной или муниципальной службы, имеет свои особенности

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что трудовое законодательство и законодательство о противодействии коррупции устанавливают определенные особенности приема на работу лиц, которые ранее замещали должности государственной или муниципальной службы.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Трудовой кодекса РФ предусматривают, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствующие перечни должностей государственной (муниципальной) службы установлены Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и принятыми в соответствии с ним ведомственными нормативными правовыми актами.

Обязанность работодателя по уведомлению о приеме на работу бывшего служащего, замещавшего должность, включенную в данные перечни, возникает независимо от сферы деятельности работодателя и должности, на которую принят такой работник.

Порядок сообщения работодателем о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего предусматривает направление работодателем по последнему месту несения службы государственного (муниципального) служащего в письменной форме в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

Неисполнение работодателем указанной обязанности является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего).

Санкция указанной статьи Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Информировать Центр занятости населения о приостановке производства работ – это обязанность работодателя

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Это предусмотрено статьей 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Министерством труда и социальной защиты РФ установлена форма предоставления сведений о введении режима неполного рабочего времени и (или) неполной рабочей недели, о приостановке производства, а также об организации дистанционной (удаленной) работы (Приказ Минтруда России от 26.01.2022 № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения»).

Непредставление или несвоевременное представление в ЦЗН сведений о приостановке производства влечет административную ответственность, установленную статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Взыскание денежных средств с пенсии судебными приставами

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что взыскание задолженности с пенсий – это процедура, при которой приставы, в рамках исполнительного производства обращают взыскание на страховые пенсии по старости, инвалидности, накопительные пенсии и пенсии военнослужащих. По закону (ст. 101 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») некоторые виды социальных пособий и пенсий не подлежат взысканию, но в реальности такое происходит, так как приставам неизвестен источник и назначение поступивших денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом № 234-ФЗ от 29.06.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», из пенсии судебные приставы-исполнители могут удерживать до 70 % от общей суммы. Однако благодаря поправкам, вступившим в силу в июне 2022 г., важно, чтобы на счету у пенсионера-должника при этом оставалась сумма в размере не менее прожиточного минимума.

✅Удержания производятся до полного погашения долга или до отзыва исполнительного документа.

✅Следует обратить внимание, что взыскания производятся не со всех выплат по линии Пенсионного фонда РФ.

Важно❗️ Взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также не осуществляются из:

накопительной пенсии;

срочной пенсионной выплаты;

пенсий по случаю потери кормильца;

средств материнского капитала;

ежемесячных денежных выплат;

сумм компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе и сопровождающего лица);

социального пособия на погребение;

компенсационных выплат в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

единовременных выплат на детей, являющихся мерами поддержки для семей с детьми.

 

О мерах социальной поддержки, предусмотренные для работающих инвалидов

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», следует учитывать, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъектов РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (ст. 21).

Необходимо отметить, что в силу ч.1 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан создавать и оснащать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов с учетом их нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

В соответствии с Законом № 181-ФЗ к условиям труда работающих инвалидов в соответствии со ст. 23 относятся:

- создание работодателем необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

- не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

- для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

- инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Кроме того, положениями ст. 128 ТК РФ закреплено право работника-инвалида не предоставление ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению работника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск.

 

Пособия и льготы для родителей детей с инвалидностью

Прокуратура города Кандалакши разъясняет какие пособия и льготы имеют родители детей с инвалидностью

Трудовые льготы и гарантии

Один из родителей (опекун или попечитель) может взять 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Один из родителей (опекун или попечитель) может уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное время.

Без письменного согласия родителей детей с инвалидностью нельзя привлечь: к работе в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни, сверхурочно; нельзя направить в командировку.

Родитель (опекун, попечитель) может работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Условия нужно согласовать с работодателем, но отказать он не может.

Программы трудоустройства

Родители детей с инвалидностью могут трудоустроиться по программе субсидирования найма молодежи.

Главное условие — возраст соискателя не должен превышать 30 лет.

Пособия на детей

Родители, ухаживающие за ребенком с инвалидностью, могут получать дополнительные льготы при назначении детских выплат:

при назначении стандартных пособий на детей действует правило нулевого дохода — уход за ребенком с инвалидностью до 18 лет, за инвалидом с детства

группы, инвалидом I группы считается уважительной причиной отсутствия доходов;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком с инвалидностью до 18 лет и средства материнского капитала, предназначенные для приобретения TCP — не учитываются в доходах семьи;

при назначении пособий для семей с детьми действуют льготы при оценке имущества — семья с ребенком с инвалидностью может одновременно иметь два гаража или машиноместа, два автомобиля или мотоцикла.

Компенсация расходов на ЖКУ

Семьи, имеющие детей с инвалидностью, могут получить компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на оплату капитального ремонта.

Размер компенсации - 50 %.

Заявление на компенсацию можно подать:

лично в региональной соцзащите или МФЦ

онлайн на портале Госуслуг, если такая возможность есть в регионе.

Пенсионный стаж ухаживающему родителю

Родитель, который не работает и ухаживает за ребенком с инвалидностью, может получать 1,8 пенсионного коэффициента за каждый год ухода.

Стаж автоматически учитывается за тот период, когда назначена компенсационная выплата.

Досрочная страховая пенсия родителю

Один из родителей, воспитавший ребенка с инвалидностью до восьмилетнего возраста, имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:

Отец - по достижении возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет;

Мать - по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет.

 

На какие выплаты могут претендовать одинокие родители?

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, льготы и выплаты для одиноких родителей в виде пособий, пенсий и налогового вычета предусмотрены в нескольких случаях.

Пособие на детей от 8 до 17 лет может получать родитель (законный представитель) ребенка от 8 до 17 лет, если второй родитель умер, не указан в свидетельстве о рождении или записан со слов матери, признан безвестно отсутствующим или умершим, или обязан платить алименты по решению суда.

В данном случае среднемесячный доход семьи не должен превышать региональный прожиточный минимум на душу населения в субъекте.

Выплата предусматривается в размере 50% прожиточного минимума для детей в регионе ежемесячно.

Пенсия по потере кормильца предусмотрена если один из родителей воспитывает детей, а супруг умер или пропал без вести, то он может получать пенсию по потере кормильца до тех пор, пока детям не исполнится 14 лет. Это возможно в случае, если он не работает и занят уходом за детьми (ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Также пенсию по потере кормильца можно получить, если судебный пристав-исполнитель не смог разыскать должника по алиментам в течении года со дня получения последних сведений о нем.

Для этого необходимо, чтобы суд признал его безвестно отсутствующим (ст.65 Федерального закона от 02.10.20007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Двойной налоговый вычет предусмотрен для единственного родителя. Размер вычета на детей удваивается и составляет 2800 рублей в месяц за первого и второго ребенка, 6000 рублей в месяц – за третьего (ст.218 Налогового кодекса РФ).

С этой суммы работодатель не будет взимать НДФЛ. Для этого необходимо написать соответствующее заявление. Двойной вычет можно получить, если второй родитель не указан в документах, умер или пропал без вести.

Если единственный родитель снова вступит в брак, со следующего месяца он уже не имеет права получать увеличенный вычет.

 

Как защитить своё право на получение льготного лекарства?

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, а за счет средств регионального и федерального бюджета:

- лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Также право на льготное обеспечение лекарственными препаратами имеют инвалиды, дети в возрасте до 3 лет, дети в возрасте до 6 лет из многодетных семей, другие категории граждан в соответствии с федеральным законодательством.

Граждане льготной категории вправе обратиться с иском в суд за взысканием затрат, понесенных за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в связи с необеспечением аптечной организацией по льготным рецептам по истечении установленных сроков по причине их отсутствия.

Кроме этого, за защитой нарушенного права гражданин вправе обратиться с заявлением к прокурору, представив документы, подтверждающие право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, платежный документ (чек, выписку по счету), копию рецепта.

 

Право инвалидов на получение средств реабилитации

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что на основании ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации (далее - ТСР) и услуг за счет средств федерального бюджета (перечень утверждён Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р).

После разработки индивидуальной программы реабилитации в Порядке, предусмотренном Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н инвалид вправе подать заявление о предоставлении технического средства (изделия) в Фонд социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида, которое рассматривается Фондом в 15-дневный срок, а в случае необходимости в оказании паллиативной медицинской помощи в 7-дневный срок. Инвалиду выдается направление на получение либо изготовление ТСР (п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240).

Кроме того, п. 6 Порядка, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате.

 

Особенности оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что положениями норм ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) закреплена обязанность всех собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах, независимо от даты возникновения права собственности на помещения, основания его приобретения и формы собственности.

Частью 2 ст. 169 ЖК РФ, а также ч. 8 ст. 170, ч. 1 ст. 181 Жилищного кодекса РФ предусмотрены исключения из общего правила, где например такие взносы не уплачиваются по домам, признанными аварийными и подлежащими сносу.

Следует помнить, что в соответствии с п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, которые несвоевременно и (или) не полностью уплатили взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, при принятии решения о приобретении жилых помещений в многоквартирном доме проявляйте бдительность и проверяйте наличие задолженности прежнего собственника по взносам за капитальный ремонт, чтобы в дальнейшем не оплачивать чужие долги.

 

Основания для выселения бывших членов семьи нанимателя

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется (ч.4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ). Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

В некоторых случаях эта норма не действует, в частности (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ; ст. 19 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):

- если право пользования квартирой сохранено за бывшим членом семьи - на основании соглашения между собственником и бывшим членом его семьи;

- если право пользования квартирой сохранено за бывшим членом семьи на основании решения суда;

- если в момент приватизации квартиры бывший член семьи имел равные права пользования квартирой с лицом, ее приватизировавшим.

Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации при установлении следующих обстоятельств:

а) отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилого помещения в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма;

б) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).

При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника жилого помещения сохраняется право пользования жилым помещением, суд исходит из принципа разумности и справедливости, конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Также не подлежит выселению из спорной квартиры один из родителей, осуществляющий свои обязанности, поскольку его выселение сделает невозможным осуществление ежедневной заботы, попечение, воспитание своего ребенка при раздельном проживании родителей.

 

За период временного отсутствия в занимаемом жилом помещении только в некоторых случаях граждане могут обратиться за перерасчетом платы за коммунальные услуги

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, порядок оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг, в том числе порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, определяется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Правила).

В соответствии с разделом VI Правил, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение.

Перерасчет платы за указанные коммунальные услуги осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета отражаются в платежном документе.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. Документом, подтверждающим временное отсутствие, может являться:

копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами оформления), или их копии;

смета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Перерасчет платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день отбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

«Медицинский» налоговый вычет распространили на взрослых детей

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, в соответствии с п.3 ч.1 ст.219 Налогового кодекса РФ гражданин имеет право получить социальный вычет по налогу на доходы физических лиц за медицинские услуги по расходам на детей, в том числе усыновленных.

Ранее вычет можно было заявить на ребенка возрастом до 18 лет. Согласно изменениям, внесенным в указанную статью Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ, гражданин может получить социальный налоговый вычет также по соответствующим расходам на детей возрастом до 24 лет. Для этого они должны очно обучаться в образовательных организациях. Остальные условия для получения вычета остались прежними.

Поправка применима к расходам, понесенным с 2022 года.

При этом взносы, уплаченные налогоплательщиком по договорам добровольного страхования своих детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме, также будут учитывать при предоставлении социального налогового вычета за медицинские услуги по расходам на них.

Данный вычет также распространили на несущих обязанности опекуна или попечителя над другим лицом, который был его подопечным, после прекращения опеки или попечительства: то есть до 24 лет при соблюдении указанных выше условий.

 

Особенности оказания платных медицинских услуг

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, медицинская услуга и медицинская помощь имеют разные правовые последствия, однако характеризуются общими чертами.

Медицинская помощь:

- оказывается бесплатно;

- это разновидность социальной помощи;

- медицинская помощь оплачивается из бюджетов различных уровней.

Медицинская услуга:

- это предмет купли-продажи;

- она предоставляется на основании договора по возмездному оказанию услуг, то есть за ее предоставление взимается плата;

Общее между медуслугами и медпомощью - непосредственная связь со здоровьем человека, вмешательством в его организм с риском причинить вред здоровью.

Базовым нормативным актом, регулирующим оказание как медицинской помощи, так и медицинских услуг является Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Также действует Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Этими нормативными актами установлены ОДИНАКОВЫЕ требования как к качеству медуслуг, так и к бесплатной медицинской помощи, то есть, независимо от признака возмездности, любое медицинское вмешательство должно отвечать установленным Стандартам и Правилам.

РАЗНИЦА состоит лишь в гражданско-правовых последствиях некачественной медпомощи и медуслуги.

Оплатив услугу и получив ее в некачественном варианте у гражданина возникает право требовать возврата уплаченных по договору средств, неустойки, штрафа, возмещения убытков, компенсации морального вреда.

В случае с бесплатной медпомощью у гражданина появляется лишь право на компенсацию морального вреда.

Основанием для обращения с иском в суд являются не только дефекты и недостатки медицинской помощи, повлекшие причинение вреда здоровью (утрату органа, инвалидность и т.д.), но и любые другие, которые вызвали необходимость более длительного лечения заболевания, предопределили осложнение заболевания, необходимость неоднократного оперативного вмешательства, дискомфорт при реализации простых человеческих потребностей.

 

Защита прав граждан при некачественно оказанных медицинских услугах

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, оказание некачественной медицинской помощи является нарушением права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплённого в статье 41 Конституции Российской Федерации. Оказание услуг определённого уровня качества гарантируется Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Вне зависимости от того, получали ли вы помощь бесплатно в государственных медицинских учреждениях на основании полиса обязательного медицинского страхования или в частных клиниках после заключения гражданско-правового договора, на возмездной или безвозмездной основе, вы имеете право на компенсацию вреда, причинённого в результате оказания некачественных услуг.

В соответствии со статьёй 29 Закона «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного выполнения работы без повторной оплаты; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

В первую очередь при некачественном оказании медицинской помощи необходимо обратиться с соответствующими требованиями об устранении нарушения к самой организации, оказывающей услуги. В случае, если в добровольном удовлетворении требования отказывают, необходимо в двух экземплярах составить претензию, в которой описать сложившуюся ситуацию, указать на некачественно оказанную услугу и описать свои требования. Затем эта претензия передаётся в медицинскую организацию, а на второй экземпляр сотрудниками клиники наносится запись о получении претензии, дата и подпись.

Куда можно обратиться в случае оказания некачественной медицинской помощи, если решить вопрос мирным путём не представляется возможным?

Действия работников медицинской организации и ответ или его отсутствие на претензию можно обжаловать в вышестоящие органы: Росздравнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения) или Роспотребнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия потребителей) в зависимости от того, на основе чего оказывались медицинские услуги: в первом случае – на основании полиса обязательного медицинского страхования, во втором – на основании гражданско-правового договора.

Каждый гражданин в соответствии с Конституцией РФ имеет право на судебную защиту, и этот случай не является исключением. Так, гражданину, получившему некачественную медицинскую услугу, предоставляется право обратиться в суд с иском. В данном случае территориальность определяется в зависимости от местонахождения ответчика, то есть медицинской организации, к которой предъявляются требования. Через суд гражданин может потребовать возместить ему утраченный заработок (доход), затраты на восстановление нарушенного здоровья, а также компенсацию морального вреда. Обязательное участие по делам данной категории принимает прокурор.

После принятия судом решения, в том случае, если оно было принято не в пользу гражданина, или требования, указанные в иски, удовлетворили не в полном объёме, заявитель имеет право обжаловать данное решение в апелляционной и кассационной инстанции.

 

Право на прохождение углубленной диспансеризации

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что для граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию, предусмотрена углубленная диспансеризация. Соответствующие изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 № 927 внесены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которым, углубленная диспансеризация может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией.

Первый этап углубленной диспансеризации проводится в целях выявления граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, признаков развития хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации и включает в себя:

а) измерение насыщения крови кислородом (сатурация) в покое;

б) тест с 6-минутной ходьбой (при исходной сатурации кислорода крови 95 процентов и больше в сочетании с наличием у гражданина жалоб на одышку, отеки, которые появились впервые или повысилась их интенсивность);

в) проведение спирометрии или спирографии;

г) общий (клинический) анализ крови развернутый;

д) биохимический анализ крови (включая исследования уровня холестерина, уровня липопротеинов низкой плотности, С-реактивного белка, определение активности аланинаминотрансферазы в крови, определение активности аспартатаминотрансферазы в крови, определение активности лактатдегидрогеназы в крови, исследование уровня креатинина в крови);

е) определение концентрации Д-димера в крови у граждан, перенесших среднюю степень тяжести и выше новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

ж) проведение рентгенографии органов грудной клетки (если не выполнялась ранее в течение года);

з) прием (осмотр) врачом-терапевтом (участковым терапевтом, врачом общей практики).

Второй этап диспансеризации проводится в целях дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния) и включает в себя:

а) проведение эхокардиографии (в случае показателя сатурации в покое 94 процента и ниже, а также по результатам проведения теста с 6-минутной ходьбой);

б) проведение компьютерной томографии легких (в случае показателя сатурации в покое 94 процента и ниже, а также по результатам проведения теста с 6-минутной ходьбой);

в) дуплексное сканирование вен нижних конечностей.

 

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему в образовательном учреждении

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся. При этом образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. При создании условий для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно статье 1073 ГК РФ, если малолетнему причинен вред в период, когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

В случае увечья или иного вреда здоровью несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья (п. 1 ст. 1087 ГК РФ).

В случае, если вред в добровольном порядке не возмещен, его взыскание возможно при обращении с иском в суд.

 

Как правильно оформить право собственности на жилое помещение, приобретённое на средства материнского капитала

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, порядок оформления права собственности на жилое помещение в случае использования средств материнского капитала регламентируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон), а также Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 (далее – Правила).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (постоянное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

В соответствии с положениями Правил, лицо, получившее сертификат, или супруг лица, получившего сертификат, обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после совершения условий, установленных Правилами.

Следовательно, приобретение жилого помещения с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала обязывает лиц, использующих данные средства, исполнить обязательство об оформлении имущественных прав членов семьи владельца сертификата, в том числе несовершеннолетних детей, установив вид возникающей у них собственности, на приобретенное жилье – общая долевая собственность родителей и детей.

 

Закон предусматривает трудовые гарантии, предоставляемые в связи с рождением ребенка, не только для матерей, также и для отцов

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае рождения ребенка работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до пяти календарных дней. Для этого необходимо письменное заявление работника.

Кроме того, если отец осуществляет уход за ребенком, он может использовать полностью или по частям отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

 

Можно ли проиндексировать алименты на детей с учетом постоянного роста цен?

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, что действующим законодательством предусмотрена возможность индексации алиментов в условиях инфляции.

Алименты, выплачиваемые по соглашению об их уплате, могут уплачиваться в долях к заработку или иному доходу плательщика алиментов, в твердой денежной сумме, путем предоставления имущества, а также иными способами, указанными в соглашении об уплате алиментов.

В этом случае индексация размера алиментов производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусмотрен порядок индексации алиментов, то индексация производится в соответствии с порядком, установленным для взыскания алиментов, выплачиваемых по решению суда.

Размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, с целью их индексации устанавливается судом кратным указанной величине прожиточного минимума. В этом случае индексацию производят судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (или копия исполнительного документа).

Размер платежей подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства получателя алиментов, а при ее отсутствии - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по РФ.

Об индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель - вынести постановление.

Таким образом, для индексации алиментов необходимо увеличение размера прожиточного минимума.

 

Порядок усыновления (удочерения) детей в Российской Федерации

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, Российским законодательством закреплено, что приоритетной формой устройствa детей, остaвшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение), на это прямо указано в ст. 124 Семейного Кодекса РФ. Зaкон подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления.

Установлен судебный порядок усыновления ребёнкa. Но рассмотрению в суде делa об усыновлении предшествует установленная законом процедура, которая включает в себя следующие этапы.

1. Подача в орган опеки и попечительства по месту жительства заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

2. После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей). Сведения о ребенке, подлежащeм усыновлению, можно получить и в другом органe опеки и попечительствa в органe исполнительной власти любого субъектa Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитаниe (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

3. Подачa зaявления об усыновлении в суд, в котором должны быть указaны сведeния об усыновителях и усыновляемого ребeнкa, обстоятельства, обосновывающиe просьбу об усыновлeнии ребeнка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства, просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождeния, о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в актовой записи о рождении ребенка.

Заявлeние об усыновлeнии ребeнка рассматриваeтся в закрытом судeбном засeдании с обязательным участиeм усыновитeлeй (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Суд, рассмотрев зaявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенкa или отказывaет в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признaет ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния.

При удовлетворении заявления об усыновлении прaва и обязaнности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенкa устaнавливаются со дня вступления решения суда в законную силу об усыновлении ребенка.

Копия решения судa об усыновлении ребенкa направляется судом в течение трех дней со дня вступления рeшeния судa в законную силу в орган зaписи aктов грaждaнского состояния по месту принятия решения суда для государствeнной регистрaции усыновлeния рeбeнка.

 

Об использовании платы за негативное воздействие на окружающую среду

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которым введена статья 16.6 «Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящей статьей.

 

Об основных принципах использования водных объектов

Прокуратура города Кандалакши разъясняет, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также исходя из правил, устанавливаемых органами местного самоуправления. В этой связи на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.