Печать
Категория: Прокуратура информирует
Просмотров: 1014
1. В чем отличие работы по совместительству от совмещения должностей (профессий)
В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, установлены гл. 44 ТК РФ.
Согласно ст. 282 ТК РФ совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом в трудовом договоре должно быть обязательно указано, что работа является совместительством.
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству регламентируется ст. 284 ТК РФ и не должна превышать:
в течение рабочего дня – 4 часов;
в течение месяца – половины месячной нормы рабочего времени;
в течение другого учетного периода – половины нормы рабочего времени за соответствующий учетный период.
В соответствии с ч. 1 ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ под совмещением понимается выполнение дополнительной работы у одного и того же работодателя в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Совмещение профессий (должностей) возможно только с письменного согласия работника.
В отличие от работы по совместительству заключение дополнительного трудового договора в этом случае не требуется. Конкретный порядок оформления совмещения профессий (должностей) законодательно не установлен. На практике, как правило, заключается дополнительное соглашение и издается приказ работодателя. Правомерность такого подхода подтверждена Министерством труда и социальной защиты РФ. В письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897 разъяснено, что поручение работнику дополнительной работы на условиях совмещения должностей (по двум или нескольким профессиям, специальностям или должностям) может быть определено сторонами как при заключении трудового договора в качестве условия о трудовой функции, так и впоследствии путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, при совместительстве дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время. Работа может выполняться как у основного работодателя, так и у любого другого. На выполнение работы по совместительству заключается отдельный трудовой договор.
При совмещении дополнительная работа выполняется в течение рабочего дня за дополнительную плату. Работа выполняется у того же работодателя. При этом отдельный трудовой договор не заключается.
 
2. Порядок уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме
Федеральным законом от 29.07.2017 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» установлен порядок уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно указанному закону, собственники нежилых помещений в многоквартирном доме вправе вносить плату за капитальный ремонт однократно за предстоящий календарный год, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Законом установлено, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, являющимся предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года).
Кроме того, предусматривается возможность внесения изменений в региональную программу капитального ремонта в части изменения сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в случае невозможности их своевременного оказания (выполнения) в связи с воспрепятствованием в их проведении со стороны собственников помещений или лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
 
3. Новый порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних
Приказом Минздрава России от 10.08.2017 № 514н утвержден новый порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, который начнет действовать с 01.01.2018.
Указанные профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.
На основании результатов профилактического осмотра будет определяться: группа здоровья несовершеннолетнего, медицинская группа для занятий физической культурой, а информация о результатах профилактического осмотра станет направляться медицинским работникам медицинского блока образовательной организации.
Вводятся формы: медицинское заключения о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой; карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего.
Также обновлен перечень врачей и исследований, которые проходят в рамках профилактического медосмотра несовершеннолетние определенных возрастов, исключен ряд позиций, касающихся детей возраста 1 год 9 месяцев и 2 лет 6 месяцев, в два раза увеличена максимальная общая продолжительность проведения осмотров врачами-специалистами и выполнения исследований при отсутствии подозрений на наличие заболеваний, обновлены отчетные и статистические формы и порядок их составления.
Приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н признан утратившим силу.
 
4. Порядок получения российского гражданства для граждан Украины упрощен
Законодатель упростил порядок получения российского гражданства для граждан Украины при их отказе от украинского гражданства путем направления соответствующего заявления в полномочный орган Украины (консульство). Документом, подтверждающим отказ от гражданства Украины, является нотариально заверенная копия данного заявления. Такая же копия должна быть представлена при подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка.
Теперь определены основания для лишения гражданства Российской Федерации лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности.
Лица, приобретающие гражданство Российской Федерации, обязаны будут принести присягу. При этом в случае отказа заявителя от принесения присяги решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене. От принесения присяги освобождаются лица, не достигшие возраста 18 лет; признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности; неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст присяги и (или) собственноручно его подписать; а также иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.
Указанные изменения вступили в силу 1 сентября 2017 г.
 
5. С 10.08.2017 в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предоставлено право родителей определить опекуна или попечителя ребенку на случай их одновременной смерти.
До внесения изменений право определить опекуна или попечителя ребенку было предоставлено только единственному родителю в случае его смерти. При этом не урегулирована ситуация, когда оба родителя погибают одновременно, например, в ДТП.
С введением изменений в Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ обоим родителям предоставляется возможность изъявить свою волю о назначении ребенку опекуна или попечителя на случай их одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день).
Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть изменено путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, а также отменено.
6. С первого января 2015 года отменен ранее действующий безусловный запрет на трудовую деятельность в организациях с участием детей гражданами, имеющими судимость.
Решение о допуске к трудоустройству (в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием детей) лиц, которые имеют судимость за совершение вышеуказанных преступлений, относящихся к категориям небольшой и средней тяжести, принимается в индивидуальном порядке комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия), созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила принятия комиссией решений, в том числе перечень документов, представляемых для их принятия, сроки рассмотрения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 № 796.
Лицо, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее - заявитель) подает заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию. В заявлении указываются: наименование комиссии; фамилия, имя, отчество заявителя, его место жительства; сведения о документе, удостоверяющем личность; намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых подается заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования; сведения о ранее поданных заявлениях; сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; адрес, по которому необходимо направить решение (в случае, если заявитель не желает его получать в комиссии); согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему.
К заявлению должны быть приложены: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании; справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям; копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).
Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.
Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации. Указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов.
 
7. Вступил в силу Федеральный закон № 192-ФЗ от 26.07.2017, который запрещает мужчинам, уклонившимся от службы в армии в течение 10 лет работать в должностях государственной и муниципальной службы.
Военные комиссариаты обязаны будут уведомлять руководителей организаций о том, что у них работает человек, уклонившийся от службы в армии. После получения данного уведомления у организации будет всего 10 дней на увольнение этого человека и оповещение об этом военного комиссариата.
Гражданину, не служившему в армии, закон предоставляет право присутствовать на заседании призывной комиссии, которая признает его уклонистом, а также предоставлять на рассмотрение комиссии документы для доказательства законности отказа от службы.
Запрет принимать уклонистов на должности государственной службы утвердили еще в 2014 году, и он носил бессрочный характер, однако позднее Конституционный Суд России потребовал дополнить закон конкретным сроком запрета.
Таким образом, с учетом изменений законодательства, вступивших в силу 06.08.2017, только по истечении 10 лет гражданин сможет претендовать на замещение должностей государственной или муниципальной службы.
Покинуть пост государственного или муниципального служащего придется только тем гражданам, кто занимает должность с 2014 года. На лиц, замещающих данные должности больше трех лет, изменения не распространяются.
 
8. Федеральным законом от 29.07.2017 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
В частности, в новой редакции изложены основные понятия, применяемые в законе.
Кроме этого, предусмотрено:
- что лица, фактически осуществляющие перевозки граждан автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением личных, семейных или домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования будут нести ответственность за причиненный вред на условиях, предусмотренных для перевозчиков;
- в целях повышения доступности информации о страховщике перевозчик обязан размещать соответствующую информацию дополнительными способами, в том числе путем ее транслирования с применением звуковых информационно-справочных систем;
- страховщику предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от договора обязательного страхования при неуплате страхователем очередного взноса по истечении 30 календарных дней после установленного срока;
- размер пени, выплачиваемой страховщиком за просрочку выплаты страхового возмещения, установлен в размере одного процента от невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
При несоблюдении срока направления мотивированного отказа в страховом возмещении за каждый день просрочки страховщик обязан уплатить финансовую санкцию в размере 0,05 процента от установленного размера страховой суммы по виду причиненного вреда.
Законом установлено также, что к страховщику, выплатившему страховое возмещение, или перевозчику, ответственность которого застрахована, не могут быть предъявлены регрессные требования в части выплат по обязательному социальному страхованию, стоимости медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями.
Закреплено право профессиональных страховщиков, органа транспортного контроля и надзора, а также иных организаций на осуществление информационного взаимодействия.
 
9. В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие особенности регулирования труда несовершеннолетних, в также в части установлениях для данной категории граждан сокращенной продолжительности рабочего времени.
Ранее на подростков в возрасте от 14 до 15 лет в случае их трудоустройства в период летних каникул распространялась общая норма о продолжительности сокращенного рабочего времени, без учета дополнительных ограничений, которые предусмотрены для подростков, совмещающих работу с учебой.
Теперь для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет устанавливается продолжительность ежедневной работы (смены) - 4 часа.
Законом уточняются также условия заключения трудового договора с лицами в возрасте 14 - 15 лет. В частности, лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
 
10. Верховный Суд РФ рассмотрел вопрос о признании недействительными условий брачного договора.
Предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским дела ВС РФ стал брачный контракт, заключенный в период брака.
Одним из условий договора определялась судьба квартиры. В частности, в случае развода она становилась собственностью жены.
Бывший супруг утверждал, что брачный договор в пункте, касающемся квартиры, ущемляет его права. Поэтому его надо отменить, а жилье поделить пополам, как приобретенное в браке. Решением суда первой инстанции в иске отказано, при этом указано, что несоразмерность раздела имущества не является основанием для признания договора недействительным. В апелляции – суд это решение отменил, квартиру признали совместным имуществом.
Верховный Суд РФ не согласился с решением апелляционной инстанции, указав следующее.
В брачном договоре супругов было записано, что любое недвижимое имущество, которое муж и жена когда-нибудь приобретут, в случае развода достанется тому, на кого оно будет записано. Про квартиру, купленную в браке, есть отдельная запись о том, что она после развода переходит в исключительную собственность жены. В этом же договоре сказано, что другое имущество - машина и гаражный бокс - записано на мужа и переходит в его собственность.
Кроме того, согласно Семейному кодексу РФ брачный договор можно заключить не только на уже имеющееся имущество, но и на будущее. Вступает в силу договор после его нотариального утверждения. Договор не может ограничивать дееспособность супругов, их право идти в суд и регулировать неимущественные отношения. Нельзя брачным договором регламентировать отношения друг с другом и с детьми, запрещено ограничивать право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, а также (на что и ссылался истец) нельзя ставить супруга в "крайне неблагоприятное положение".
При этом, отмечено, что суд может признать брачный договор недействительным, если по этому договору один из супругов оказывается в тяжелой ситуации. Эта позиция нашла отражение и в постановлении Пленума ВС РФ № 15 от 05.11.1998 года.
В частности, брачный договор не должен ставить человека в то самое "неблагоприятное положение", например, лишая его всего имущества или делая бедным из-за "существенной непропорциональности" раздела общего имущества. В данной ситуации бывший супруг под такую категорию граждан не подпадает.
 
11. В некоторых субъектах Российской федерации введен курортный сбор.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» введен курортный сбор.
Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
Взимание курортного сбора будет осуществляться не ранее 1 мая 2018 года. Окончание эксперимента запланировано на 31 декабря 2022 года.
Курортный сбор будет взиматься с физических лиц, достигших совершеннолетия, проживающих в объектах размещения более 24 часов. При этом предусматривается перечень льготных категорий граждан, с которых курортный сбор взиматься не будет.
Размер курортного сбора определяется законом субъекта Российской Федерации, при этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей, а в последующие годы - 100 рублей. Допускается установление субъектом Российской Федерации дифференцированного размера курортного сбора в зависимости от сезона, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Сумма курортного сбора, подлежащего уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом размер курортного сбора в стоимость проживания не включается.
Курортный сбор взимается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (оператором курортного сбора), не позднее момента выезда из объекта размещения и подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.
Федеральный закон вступил в силу 30 июля 2017 года.
 
12. Новый порядок выдачи заключений об отсутствии судимости у работников, имеющих доступ к прекурсорам наркотических средств
Приказом МВД утвержден новый административный регламент выдачи заключений об отсутствии судимости у работников, имеющих доступ к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ.
Заявителями на получение таких заключений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в РФ, планирующие осуществлять (осуществляющие) деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу I Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681).
Выдача заключения осуществляется на основании соответствующего заявления с приложением анкет работников. Документы подаются в подразделение наркоконтроля на региональном (районном) уровне, следующими способами: в электронной форме посредством портала госуслуг; на личном приеме должностному лицу, а также через операторов почтовой связи.
Для подачи документов в электронной форме необходимо заполнить форму заявления, размещенную на портале госуслуг, и приложить электронные образы анкет работников, подписанных электронной подписью.
Срок предоставления госуслуги не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации заявления юридического лица (филиала) или индивидуального предпринимателя и необходимых документов.
 
13. Защита информации ограниченного распространения отнесена к антитеррористической защищенности объектов
Постановлением Правительства РФ от 04.08.2017 № 931 дополнен пункт 4 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Согласно внесенным поправкам в разрабатываемых Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, Госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», Росгвардией и МВД России требованиях к антитеррористической безопасности объектов (территорий) в соответствии с Правилами, наряду с другими, должны содержаться меры, направленные на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащиеся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму». Им в целом утверждены правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), которые устанавливают порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) и паспорта безопасности объектов (территорий).
В Правилах указаны, какие должны содержаться в требованиях меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории); на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) и др.
Кроме того, в требованиях определяется порядок проведения категорирования объекта (территории), то есть отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта.
Для каждой категории объектов (территорий) в требованиях устанавливается комплекс мер, соответствующих степени угрозы совершения террористического акта и его возможным последствиям.
Требования к форме паспорта безопасности также установлены названным постановлением Правительства Российской Федерации.
Изменения вступили в силу 16 августа 2017 года.
 
Прокурор города
советник юстиции В.П. Лоскутов