Печать
Категория: Прокуратура информирует
Просмотров: 417
1) В каких случаях неприкосновенность жилища может быть нарушена?
Неприкосновенность жилища может быть нарушена уполномоченными лицами в целях обеспечения безопасности граждан и (или) их имущества, общественной безопасности, в других исключительных случаях на основании закона или решения суда.
Жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.
Жилище неприкосновенно. Это значит, что никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Случаи, в которых возможно нарушение неприкосновенности жилища.
Неприкосновенность жилища может быть нарушена в исключительных случаях, в частности:
- для спасения жизни граждан и (или) их имущества;
- обеспечения личной безопасности граждан или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера;
- задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в целях пресечения совершаемых преступлений;
- установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая;
- ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- совершения исполнительных действий;
- осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
- реализации мер в условиях чрезвычайного и военного положения.
Лица, имеющие право войти в жилое помещение без согласия проживающих в нем граждан.
Право войти в жилое помещение без согласия проживающих в нем граждан имеют:
1. Сотрудники полиции - для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая; проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий.
Если сотрудник полиции проник в жилое помещение в отсутствие собственника и (или) проживающих в этом помещении граждан, в течение 24 часов с момента проникновения собственник и (или) проживающие в помещении граждане должны быть проинформированы об этом.
Если сотрудник полиции проник в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан, в течение 24 часов об этом письменно уведомляется прокурор.
Вход в жилые помещения для проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий допускается при наличии соответствующего решения суда.
В исключительных случаях (когда необходимо реализовать меры по предотвращению или пресечению преступления; промедление с производством следственного действия позволит подозреваемому скрыться; возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия предметов или орудий преступления; имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится какое-либо следственное действие, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела) указанные действия могут быть осуществлены на основании:
- мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов;
- постановления следователя (дознавателя) с обязательным уведомлением судьи и прокурора не позднее трех суток с момента начала производства следственного действия.
2. Сотрудники органов государственной охраны, федеральной службы безопасности - при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, либо преступлений, расследование которых отнесено к компетенции этих органов, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений.
Обо всех случаях вхождения в жилые помещения против воли проживающих в них граждан органы государственной охраны и федеральной службы безопасности обязаны в течение 24 часов уведомить прокурора.
3. Сотрудники аварийно-спасательных служб - для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Судебные приставы-исполнители - для совершения исполнительных действий при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения.
5. Военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов - для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом на территориях, где введен режим контртеррористической операции.
6. Военнослужащие, сотрудники правоохранительных и иных органов - для досмотра жилища в условиях чрезвычайного или военного положения, введенного указом Президента РФ.
7. Работники коммунальных служб, представители органов государственного контроля и надзора - при наличии решения суда о предоставлении доступа в жилое помещение.
 
2) Велосипедные воры не спят
Анализ криминогенной обстановки на территории региона показывает, что с марта текущего года участились случаи совершения краж велосипедов, преимущественно в ночное время, из подъездов жилых домов и бытовых построек.
При этом, такого рода преступления совершаются как в областном центре, так и в муниципальных районах.
За этот период зарегистрировано уже более 20 краж велосипедов, что значительно больше показателя предыдущего года.
Зачастую владельцы велосипедов сами легкомысленно относятся к их хранению, оставляя на лестничных площадках подъездов жилых домов или кладовых помещениях.
Противоугонные тросы не всегда могут служить гарантией безопасного хранения велосипедов, поскольку основными способами совершения краж являются перекусывание с помощью слесарного инструмента этих самых тросов и использование отмычек для велосипедных замков.
Чтобы не стать жертвой велосипедной кражи владельцам рекомендуется хранить их в защищенных от посторонних лиц местах, использовать противоугонные цепи, несколько замков, в необходимых случаях, снимать какую-либо часть от велосипеда.
Только бдительность и необходимая осмотрительность смогут оградить от хищения велосипеда.
Действующим законодательством Российской Федерации за кражу велосипеда предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.
Кража чужого имущества, то есть тайное хищение, подразумевает под собой хищение, совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Санкцией ч.1 ст.158 УК РФ за кражу чужого имущества может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет.
При наличии квалифицирующих признаков таких как: «с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище», «с причинением значительного ущерба гражданину», срок максимального наказания увеличивается до пяти лет лишения свободы.
В случае совершения кражи имущества стоимостью менее 2500 рублей, законом предусмотрена административная ответственность по ст.7.27 КоАП РФ.
Санкцией данной статьи на виновника может быть наложен административный штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.
 
3) Режим особых условий в исправительных учреждениях
Статьей 85 УИК РФ предусмотрено, что в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Так, например, при введении режима особых условий, может быть ограничено право осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, свидания, получение посылок и передач.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить вышеуказанные меры самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
 
4) Призыву на военную службу подлежат
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, не находящиеся в запасе.
В соответствии с пунктами «б-д», «и» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка по семейному положению предоставляется, если гражданин занят постоянным уходом за членом семьи, нуждающимся в таком уходе и не находящимся на полном государственном обеспечении, если отсутствуют другие лица, обязанные их содержать:
- является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных их содержать;
- имеет ребенка и воспитывает его без матери;
- имеет двух и более детей;
- имеет ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
- имеет ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
Таким образом, в вашем случае оснований отсрочки от призыва на военную службу не усматривается.
 
5) Обучение в области охраны труда
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
 
6) Может ли работодатель оштрафовать работника?
Применение денежных штрафов к работнику в качестве дисциплинарного взыскания незаконно.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные взыскания, к ним относятся замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Денежный штраф как вид дисциплинарного взыскания трудовым законодательством РФ не предусмотрен. Работодатель не вправе применять к работнику иные дисциплинарные взыскания, чем предусмотренные на законодательном уровне, в том числе не вправе налагать денежные штрафы на работника (ч. 4 ст. 192 ТК).
Вместе с тем, локальными нормативными актами организации может быть предусмотрена система премирования, позволяющая работодателю снижать выплачиваемую работнику премию или лишать ее работника за нарушение им трудовой дисциплины (ст. ст. 129, 135 ТК РФ). Поскольку премирование является стимулирующей выплатой, то снижение или лишение премии не является дисциплинарным взысканием, предусмотренным ст. 192 ТК РФ.
Также по распоряжению работодателя с виновного работника может быть взыскана сумма причиненного работодателю ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника (ст. ст. 238, 241, 248 ТК РФ).
 
7) Ответственность за содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона
Статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) закрепляет, что леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2012 №390 «О противопожарном режиме» и постановлением правительства Рязанской области от 03.03.2020 №32 «Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, и начале пожароопасного сезона в 2020 году» с 1 апреля 2020 года установлено начало пожароопасного сезона в 2020 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктами 7, 13, 38 Правил закреплено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также содержать их в пожароопасный период в готовности для использования.
Привлечение юридических лиц и граждан к цели тушения лесных пожаров регулируется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населений и территорий от ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров.
Бездействие по укомплектованию пожарным инвентарем в соответствии с нормами, закрепляющими наличие средств пожаротушения в местах использования лесов в период пожароопасного сезона влечет нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 8.32 КОАП РФ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
 
8) О праве задержанных лиц на телефонный звонок
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. ФЗ от 06.02.2020 № 12-ФЗ) задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения.
Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
Вместе с тем, согласно части 11 статьи 14 Федерального закона "О полиции" право на телефонный разговор не предоставляется лицам, указанным в п.п. 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи, а именно в случаях:
- если задержанными лицами являются лица, совершившие побег из-под стражи;
- лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
- лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
- лица, находящиеся в розыске;
- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
- лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера; лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.