В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2020 №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований» при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества их предоставления осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ.
Изменение размера платы осуществляется лицом, предоставляющим коммунальные услуги в соответствии с заключенным договором, в том числе, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, управляющие организации и иные лица, ненадлежащим образом исполняющие обязанности по содержанию и своевременному ремонту общего имущества многоквартирного дома, будут компенсировать ресурсоснабжающим организациям расходы, фактически понесенные ими вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений изменение размера платы за коммунальные услуги производит ресурсоснабжающая организация, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
 
Об установлении единого подхода к оплате труда работников бюджетной сферы
Федеральным законом от 09.11.2020 №362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Правительство РФ наделено правом утверждать единые требования к системам оплаты труда бюджетников
Требования коснутся, в том числе, дифференциации окладов, ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат, а также условий их назначения.
В настоящее время, в связи с отсутствием единого порядка, зарплаты специалистов одной квалификации и аналогичными функциями существенно различаются.
Введение единых требований позволит исключить необоснованную дифференциацию окладов в учреждениях бюджетной сферы.
 
О внесении изменений в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2020 №1294 льготным категориям граждан предоставлена возможность оформления проездных документов дистанционно, с использованием сети «Интернет».
Установлено, в частности, что при оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования с использованием официального сайта перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для идентификации и аутентификации пассажира используются единая система идентификации и аутентификации и иные способы идентификации и аутентификации, определенные перевозчиком.
Оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования для пассажира из числа инвалидов, а также оказание ему без взимания дополнительной платы услуг в соответствии с законодательством РФ производятся на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, а также на основании документа, подтверждающего инвалидность, в том числе подтверждающего необходимость использования кресла-коляски, или сведений, предоставляемых оператором ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» о факте установления инвалидности, группе инвалидности (категории ребенок-инвалид), степени ограничения способности к самостоятельному передвижению, в том числе рекомендации в обеспечении креслом-коляской.
Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения лицу, имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится, в том числе, на основании сведений о гражданах, которым предоставляется социальная услуга в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения, представляемых в электронном виде операторами информационных систем, содержащих сведения о гражданах, которым предоставляется указанная социальная услуга, сроке ее действия, а также сведений о документе, подтверждающем указанное право.
Также предусматривается, что заявление на возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ (билет), приобретенный пассажиром с использованием официального сайта владельца инфраструктуры или официального сайта перевозчика в сети «Интернет», может быть подано через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
 
Внесены изменения в порядок возврата платы за авиабилет для льготных категорий граждан
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 №1328 внесены изменения в Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Изменения коснулись порядка возврата льготным категориям граждан уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае ограничения международного и (или) внутреннего воздушного сообщения распространен на детей-инвалидов и сопровождающих их лиц.
Согласно внесенным изменениям, пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), ребенка-инвалида (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств, реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления.
При подаче заявления посредством почтовых отправлений к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документа, удостоверяющего личность, документов установленного образца, подтверждающих статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверения многодетной семьи или иных документов, подтверждающих статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно.
 
Работодатель не сможет завершить процесс ликвидации организации, не рассчитавшись с работниками
В Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения, согласно которым для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица работодатель должен представить в регистрирующий орган заявление, в котором в том числе подтверждает, что расчеты с работниками завершены.
Так, работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации, при увольнении выплачивается выходное пособие в размере месячного среднего заработка. В случае если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня его увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства. В исключительных случаях по решению органов службы занятости, если период трудоустройства превышает два месяца, работнику выплачивается средний заработок за третий месяц трудоустройства. При этом работодатель может выплатить все положенные работнику суммы сразу в момент увольнения.
 
В день прохождения диспансеризации за работником сохраняется заработная плата в
Федеральным законом от 31.07.2020 №261-ФЗ внесены изменения в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым установлено, что работники, достигшие возраста сорока лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Данное правило не распространяется на пенсионеров и предпенсионеров - для них ТК РФ предусмотрено два оплачиваемых дня в году.
Кроме этого, установлена обязанность работников предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.
 
О внесении изменений в законодательство о безопасности дорожного движения
В соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ от 26.10.2020 № 438 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, должны оснастить транспортные средства тахографами.
С 1 января 2021 г. и до 1 января 2027 г. тахограф должен быть установлен на транспортное средство таким образом, чтобы водитель имел доступ к функциям тахографа со своего рабочего места. При этом, оттиск на пломбе мастерской должен соответствовать номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс». Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается его владельцем и осуществляется мастерской, сведения о которой учтены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс») в соответствующем перечне сведений о мастерских.
Следует отметить, что за управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа предусмотрена административная ответственность (ст. 11.23 КоАП РФ).
 
При использовании материнского капитала на приобретение жилья, доля детей обязательна
Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определены основания и порядок получения материнского капитала, а также его размер и порядок направления на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком и др.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться государственными средствами, направляемыми на выплату «материнского (семейного) капитала» в полном объеме либо по частям исключительно по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следует отметить, что жилое помещение, приобретенное с использованием средств (материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий установлены Правительством Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по оформлению жилого помещения в общую собственность с определением размера долей по соглашению на несовершеннолетних детей является нарушением требований п.4 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и является основанием для обращения в суд с исковым заявлением в защиту жилищных прав несовершеннолетних.
 
Как получить пособие на ребенка, если местонахождение отца неизвестно
Право родителей, других родственников и опекунов, осуществляющих фактический уход за ребенком на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предусмотрено Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной указанным Федеральным законом.
Из положений пп. «ж» п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н, следует, что при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет заявителем представляется справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка.
При этом имеют место ситуации, когда мать, воспитывающая ребенка, в браке с отцом ребенка не состоит, сведениями о месте работы бывшего супруга и о его месте нахождения на момент обращения в органы социальной защиты не располагает.
Следовательно, сведения об отце ребенка и документ с его последнего места работы не могут быть представлены матерью по объективным, независящим от нее обстоятельствам, что не должно препятствовать в реализации ее социальных прав с учетом гарантированности государством данного вида пособия.
В случае, если матерью ребенка поданы документы, подтверждающие факт раздельного проживания с отцом ребенка, либо факт того, что место нахождение отца ребенка не известно и получен отказ на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, данное обстоятельство является основанием обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.
 
Каким образом определяется порядок проживания и воспитания ребенка после развода
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Если соглашение отсутствует, спор между родителями разрешается сторонами в суде, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (при достижении ими 10-летнего возраста). По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При рассмотрения гражданского дела суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Вне зависимости от того, какое место жительства ребенка определил суд, после развода оба родителя вправе участвовать в его воспитании. Кроме того, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и т.д. В предоставлении информации может быть отказано лишь в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Если по каким-либо причинам право на участие в воспитании ребенка одного из родителей будет нарушаться, он вправе подать в суд исковое заявление о восстановлении нарушенного права.