Понятие «мелкое взяточничество» установлено в статье 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и означает получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, и введено в уголовное законодательство с целью реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за преступления коррупционной направленности.
Санкция части первой данной статьи за получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
За те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ либо настоящей статьей, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ мелкое взяточничество является преступлением небольшой тяжести. Положительным моментом введения данной статьи является назначение наиболее справедливого и соразмерного наказания, тем самым подтверждается принцип справедливости уголовного закона.
При этом, примечанием к данной статье предусмотрено, что лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. Работодатель также может быть привлечен к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Так, в случае незаконного увольнения работника пенсионного и предпенсионного возраста работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 и ч.2 ст.5.27 КоАП РФ.
За необоснованное увольнение работника предпенсионного возраста также предусмотрена уголовная ответственность по ст. 144.1 УК РФ.
Работниками предпенсионного возраста в целях применения ст. 144.1 УК РФ считаются работники, которым до назначения страховой пенсии по старости осталось меньше пяти лет.
Уголовная ответственность за необоснованное увольнение с работы лица, достигшего предпенсионного возраста, наступает в тех случаях, когда работодатель руководствовался «дискриминационным мотивом», связанным с достижением лицом предпенсионного возраста.
Незаконное увольнение работника пенсионного и предпенсионного возраста также может повлечь ответственность работодателя в виде возмещения морального вреда.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст. 237 ТК РФ), а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Таким образом, в случае незаконного увольнения работника пенсионного и предпенсионного возраста виновные лица могут быть привлечены к административной, уголовной, а также материальной ответственности.
Правовую позицию по данному вопросу озвучил Верховный суд РФ в определении от 16 декабря 2019 г. № 307-ЭС19-23151.
Судом разъяснено, что формулировка, которую зачастую содержит договор управления многоквартирным домом о том, что «размер платы за содержание и ремонт общего имущества может быть увеличен с учетом инфляционных процессов» сама по себе не дает управляющей компании права поднимать стоимость платы без решения общего собрания собственников.
Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в принятом на общем собрании собственников решении.
К существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой порядок должен быть четко сформулирован.
Изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия именно такого решения на общем собрании собственников.
Условие договора об одностороннем изменении управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД противоречит специальным нормам жилищного законодательства, положениям п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ и является ничтожным.
Прокуратурой города Кандалакши отмечается наличие на территории города деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 215.2 УК РФ, а именно приведение в негодность объектов жизнеобеспечения.
Лица, желая обогатиться за счет продажи похищенного цветного лома, зачастую, не осознавая того, совершают вышеуказанное преступление и одновременно кражу одним деянием.
Статья 215.2 УК РФ введена в Уголовный кодекс РФ в 2001 году, что было обусловлено необходимостью обеспечить общественную безопасность в сфере функционирования объектов жизнеобеспечения.
Уголовно наказуемым является разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов жизнеобеспечения (объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других), совершенное из корыстных или хулиганских побуждений.
В данной статье речь идет о дорогах, мостах, линиях электропередач, газопроводах, водопроводах, электростанциях, системах обеспечивания электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, о канализации, станциях телефонной, телеграфной, факсимильной связи, зданиях, строениях предприятий и служб, осуществляющих обслуживание населения (медицинские и образовательные учреждения, продуктовые магазины и т.д.).
Особенно актуальным являются объекты жизнеобеспечения, для функционирования которых используется цветной лом, например, медные провода, которые зачастую являются предметом преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ.
Таким образом, если лицо, повреждая провода в целях изъятия цветного лома для последующей сдачи в пункты сбора металлолома, привело в негодность какой-либо из объектов жизнеобеспечения, то его действия могут быть квалифицированы по двум преступлениям одновременно, а именно по ст. 158 и 215.2 УК РФ.
Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и региональными законами.
В соответствии со статьей 8 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области» (далее – Закон № 573-01-ЗМО) работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места. Квота для приема на работу инвалидов - количество рабочих мест, которое работодатель обязан создать и (или) выделить для трудоустройства инвалидов, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.
При этом, рабочие места, условия труда на которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или по результатам специальной оценки условий труда, не могут быть квотируемыми.
Согласно статье 9 Закона № 573-01-ЗМО работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты арендовать соответствующие рабочие места у других работодателей, а несколько работодателей по договоренности между собой могут создавать подразделения для трудоустройства инвалидов в счет установленных им квот.
Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве, его могут привлечь к административной ответственности.
Так, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, в соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ грозит административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
С 1 января 2020 года вступили в силу правила лицензирования зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев и океанариумов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 года № 1938 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах". Лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных осуществляется Россельхознадзором.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, является наличие отвечающих установленным требованиям зданий, строений, сооружений и территорий, технических средств и оборудования, а также наличие в штате сотрудников, имеющих необходимое образование и опыт работы.
За предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
1) Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за коррупционные правонарушения, совершенные в интересах юридического лица посредством незаконных передачи, предложения или обещания должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав (статья 19.28 КоАП РФ).
Ответственность несет юридическое лицо, в интересах которого передавалось имущество.
Минимальный размер административного штрафа за такое деяние составляет 1 млн. руб.
В случае совершения подобных действий в крупном (от 1млн. руб.) и особо крупном (от 20 млн. руб.) размерах административный штраф составит не менее 20 и 100 млн. руб., соответственно, с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Также установлена административная ответственность юридических лиц за неуведомление в 10-дневный срок работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100.тыс. руб. (статья 19.29 КоАП РФ)
Размер штрафа за данное нарушение для юридических лиц составляет от 100 до 500 тыс. руб.
Сроки давности привлечения к административной ответственности за названные нарушения составляют 6 лет.
 
2) Рассмотрение обращений граждан о фактах коррупции
Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей либо услуг для себя или для третьих лиц.
Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и иные деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.
Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также органы Следственного комитета России, в т.ч. анонимно.
Если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаки преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.
Например, поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством (занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.).
Следствием таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции. При поступлении в прокуратуру, такие обращения направляются по подведомственности в правоохранительные органы.
Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.
 
3) Что обязаны сделать бывшие государственные и муниципальные служащие при трудоустройстве, а также обязанности работодателя
В течение первых двух лет после увольнения со службы при трудоустройстве на новую работу с любым размером оплаты труда или заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг) на сумму более 100 тысяч рублей в месяц бывший государственный или муниципальный служащий при условии, что его должность была включена в перечень должностей, при замещении которых работник обязан представлять справки о доходах, утвержденный нормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления, обязан сообщить новому работодателю о последнем месте своей службы.
В случае трудоустройства новый работодатель обязан в 10-дневный срок направить уведомление о заключении такого договора по месту предыдущей службы работника.
Неисполнение этого требования закона влечет административную ответственность работодателя. Данные ограничения не распространяются на случаи трудоустройства на новую государственную или муниципальную службу.
Если бывший служащий принимается на работу в организацию, в отношении которой он ранее осуществлял функции государственного (муниципального) управления, для трудоустройства он также должен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов бывшего работодателя.
Неисполнение данного требования влечет расторжение нового трудового договора.
Указанные обязанности предусмотрены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических и должностных лиц за неуведомление в 10-дневный срок работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100.тыс. руб. (статья 19.29).
Размер штрафа за данное нарушение для должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. руб., юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб.
Сроки давности привлечения к административной ответственности за названные нарушения составляют 6 лет.
Дела указанной категории возбуждаются прокурором и рассматриваются мировыми судьями.
Нарушения закона в сфере лесопромышленного комплекса представляют серьезную опасность для экологии и экономики Мурманской области.
По этой причине государством уделяется особое внимание этой сфере. Незаконная рубка лесных насаждений является распространенным преступлением в сфере лесопользования, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса РФ.
Уголовно-наказуемой признается незаконная рубка, как деревьев, так и кустарников, и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая те, которые выросли сами по себе, так и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов.
Под рубкой лесных насаждений понимается их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной и муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую предусмотрена административная ответственность, является размер ущерба, причиненного посягательством. Уголовная ответственность наступает в случаях причинения ущерба в значительном, крупном, особо крупном размерах.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляемый по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 5000 рублей, крупным размером – 50000 рублей, особо крупным размером – 150000 рублей.
Уголовная ответственность за данный вид преступлений в виде штрафа, по ч. 1 ст. 260 УК РФ составляет до пятисот тысяч рублей, ч. 2 ст. 260 УК РФ – до одного миллиона пятисот тысяч рублей, ч. 3 ст. 260 – до трех миллионов рублей.
Санкцией статьи, предусматривающей ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, среди иных видов наказаний установлено и лишение свободы. Так, по ч. 1 ст. 260 УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы до двух лет. В случае совершения данного преступления группой лиц, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо если ущерб причинен в крупном размере, ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрено более строгое наказание, которое может быть назначено виновному вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет. При наличии квалифицирующих признаков совершения данного преступления в особо крупном размере, либо организованной группой лиц уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 УК РФ, согласно которой лишение свободы возможно на срок до 7 лет. Действующей редакцией данной статьи УК РФ предусмотрено, что при назначении наказаний в виде лишения свободы осужденным необходимо рассматривать вопрос о назначении дополнительного наказания в виде штрафа, а в случае совершения преступления с использованием своего служебного положения рассмотреть вопрос о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 191.1 УК РФ предусматривает ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере (часть первая), группой лиц по предварительному сговору (часть вторая), в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (часть третья).
Максимальная мера ответственности за совершение данного преступления предусмотрена в виде штрафа до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Федеральным законом от 02.12.2019 № 411-ФЗ внесены изменения в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации «Право ребенка жить и воспитываться в семье» внесено дополнение, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
Федеральный закон вступил в силу 13.12.2019.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 396-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Данным законом закреплен отдельный вид пользования недрами - для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Предусмотрены 2 режима такого пользования: - на участках недр нераспределенного фонда, не содержащих иных полезных ископаемых того же вида, не относящихся к трудноизвлекаемым, на основе конкурса; - на участках недр распределенного фонда путем выделения по заявке пользователя недр из предоставленного ему участка, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, по решению комиссии Федерального агентства по недропользованию. В первом случае срок пользования участками недр составляет до 15 лет с возможностью неоднократного продления срока разработки технологий до 5 лет. Во втором - до 7 лет с возможностью однократного продления срока на 3 года. Для этих целей готовится, согласовывается и утверждается специализированный вид проектной документации. По указанным объектам не взимаются разовые и регулярные платежи за пользование недрами.
Федеральный закон вступает в силу с 31 мая 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 № 1467 "О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" определено, что портал должен обеспечивать, в том числе, возможность:
- направления в госорганы, государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам сообщений, обращений заявителей;
- осуществления мониторинга и анализа результатов их рассмотрения вместе с информацией об удовлетворенности заявителей полученным ответом, в том числе посредством проведения опросов и голосований;
- возможность осуществления юридически значимых действий, в том числе совершения сделок, путем создания электронных документов, их подписания с использованием электронной подписи и направления третьим лицам.
Кроме того, предусмотрена возможность оповещения через портал лиц, зарегистрированных в ЕСИА, о возможности подачи заявления на получение госуслуг в электронной форме с использованием единого портала.
Постановление вступает в силу 27 ноября 2019 года.
Согласно статье 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
При этом, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Трудовой кодекс не содержит такого понятия как «отгул», но на практике таковым чаще всего называется именно дополнительное время отдыха, которое положено работнику в виде компенсации за труд в выходные и нерабочие праздничные дни.
Предоставление отгула должно быть оформлено приказом руководителя, изданного на основании заявления работника, согласованного непосредственным начальником.
Невыход на работу по своему усмотрению в качестве отгула за ранее отработанное время, может быть расценен как прогул с вытекающими последствиями в виде дисциплинарного наказания, в т.ч. увольнения.
Если работодатель отказал в предоставлении отгула в нужный день, можно требовать предоставления отпуска за свой счет, если основание для этого указано в норме закона, обязывающей предоставить его безусловно, например, в случае смерти близких родственников, регистрации брака, пенсионерам по старости и др. (ст. 128 ТК РФ).
Прокуратурой города проанализированы обращения граждан по вопросу нарушения трудовых прав в части не заключения с ним трудового договора. По результатам анализа сделан вывод о том, что граждане не в полной мере владеют знаниями о порядке возникновения трудовых отношений и заключения трудовых договоров.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого между ними.
Таким образом, основным документом, определяющим статус работника, является трудовой договор. При этом в силу ст. 67 ТК РФ работодатель обязан оформлять трудовые отношения с работником в письменном виде.
В целях защиты своих трудовых прав работнику надлежит требовать от потенциального работодателя заключения с ним письменного трудового договора, оформления его в двух экземплярах для обеих сторон трудовых отношений, подписания договора и получения на руки.
Наличие у работника трудового договора является основным гарантом возникновения и закрепления трудовых отношений, прав и обязанностей.
Вторичной гарантией факта трудовых отношений служит положение ст. 67 ТК РФ, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Вместе с тем, возможны случаи, когда работники начинают работать по приглашению других работников работодателя (менеджеров по персоналу, бригадиров и т.д.), но в дальнейшем с ними трудовой договор не заключается, так как указанные лица не являются представителями работодателя. Чтобы не допустить подобного, необходимо приступать к трудовой деятельности только после заключения договоренности с непосредственным работодателем (руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, либо их официальными представителями).
При этом в силу ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель всё равно обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей
Кроме того, перед подписанием трудового договора работнику надлежит подробно ознакомиться с текстом договора, обратив внимание на наличие в нем обязательных условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, а именно:
- место работы;
- трудовая функция и конкретный вид поручаемой работнику работы;
- дата начала работы, а в случае заключения срочного трудового договора, срок его действия и основание для его заключения;
- условия оплаты труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- условия труда на рабочем месте и характер работы;
- условие об обязательном социальном страховании работника;
- другие условия в случаях, предусмотренных законодательством.
При этом в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Знание работниками положений трудового законодательства и своих трудовых прав позволит не допустить их нарушений.
В истекшем периоде 2019 года прокуратурой города выявлено 6 случаев уклонения индивидуальными предпринимателями от заключения трудовых договоров, в связи с чем было возбуждено 6 дел об административном правонарушении по ч.4 ст.5.67 КоАП РФ, из которых 4 рассмотрено Государственной инспекцией труда Мурманской области с назначением штрафов от 5 до 10 тыс.руб.
Прокуратура города разъяснеет, что в соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Российской Федерации работнику в течение рабочего дня (смены) должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
В случае, если установленная правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором для работника продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов, то указанный перерыв может ему не предоставляться.
Необходимо отметить, что время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Статьей 109 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные перерывы для обогрева и отдыха. Так, на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются также правилами внутреннего трудового распорядка.
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
При этом, согласно статьи 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.