В связи с изложенным, необходимо понимать, что в настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Согласно его нормам коллекторы, деятельность которых направлена на взыскание просроченной задолженности, имеют право общаться лишь с должником либо его поручителем по кредиту. Какие-либо действия взыскателя по отношению к другим лицам и работодателю должника запрещены.
По установленным законом правилам банки, микрофинансовые организации и коллекторы имеют право на общение с должником в определенных временных рамках: с 8.00 до 22.00 часов в рабочие дни и с 9.00 до 20.00 часов – в выходные и праздничные дни, которое может осуществляться в ходе личных встреч, по телефону, почте, электронной почте и т.д. При непосредственном общении с должником коллектор обязан сообщить свою фамилию, имя, отчество, место работы и адрес его местонахождения.
Нарушение указанных требований влечет административную ответственность по ст.ст. 14.57, 15.26.1, 15.26.2, 15.38 КоАП РФ за неправомерные методы взыскания. Также административная ответственность наступает за незаконное распространение персональных данных граждан (ст. 13.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае при наличии достаточных к тому оснований сотрудники кредитных организаций и коллекторы могут понести уголовную ответственность по ст. 128.1 УК РФ (клевета), ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища), ст. 163 УК РФ (вымогательство), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои).
Если коллекторы стали непрерывно звонить Вам и предпринимать незаконные действия, необходимо:
1. Связаться с банком (кредитной организацией), перед которым у Вас имеется долг, и прояснить вопрос о возможной передаче или переуступке долга.
2. Звонки коллекторов записывать на диктофон, при поступлении сообщений и угроз по электронной почте и иными способами связи фиксировать полученную информацию (скрин-шот, распечатка сообщения).
3. В беседах с коллекторами выяснять их контактные данные, в какой организации они работают и где она находится, откуда им стали известны сведения о долге и Ваши личные данные. Кроме того, просить представить реквизиты компании для уплаты долга и копии договоров, по которым взыскивается задолженность (агентские договоры, договоры переуступки права требования долга и др.).
4. Если Вам звонят в неустановленное время, – взять у Вашего оператора связи распечатку детализации телефонных звонков на Ваш номер. Без этой информации, выдаваемой по личному запросу либо по запросу суда, проверка правоохранительных органов по заявлению будет безрезультатной.
5. При обнаружении факта порчи Вашего имущества (входной двери, автомобиля и др.) – вызвать сотрудника полиции и зафиксировать причиненный ущерб.
6. При попытке проникновения коллекторов к Вам в жилище против Вашей воли – незамедлительно вызвать полицию.
7. При совершении в отношении Вас любого из вышеупомянутых действий – обратиться с заявлением, написанным в свободной форме, в компетентный орган:
- в органы полиции – при совершении преступления или действий, подпадающих под состав административных правонарушений по ч.1 ст. 15.26.1 КоАП РФ;
- в Банк России – при совершении незаконных действий сотрудниками банков или микрофинасовых организаций (ч.ч. 2-6 ст. 15.26.1 КоАП РФ);
- в органы прокуратуры – в случае непринятия уполномоченными органами мер реагирования, нарушения законодательства о персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);
- в органы Роспотребнадзора – в случае нарушения прав потребителя путем включения в договор условий, ущемляющих права заявителей, и д.р. (ч.ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ);
- в Федеральную службу судебных приставов – в случае нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, а также юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (ст. 14.57 КоАП РФ).
К заявлению приобщить (при наличии) копии подтверждающих документов, свидетельствующих о нарушении организациями, осуществляющими взыскание задолженности, Ваших прав.
К данным документам относятся:
- фотографии, свидетельствующие о неправомерных действиях;
- копия договора о кредитовании;
- распечатка телефонных звонков и входящих смс-сообщений, которую можно получить от оператора сотовой связи и в «личном кабинете» на сайте в сети «Интернет» сотового оператора;
- аудиозапись телефонных разговоров, видеозапись на флеш-накопителе USB, CD, DVD - дисках.
Так, незаконная добыча таких видов охотничьих ресурсов, как косуля и лось, будет квалифицироваться по части 2 статьи 258 УК РФ, при этом, виновные лица, помимо возмещения причиненного ущерба, будут подвергнуты штрафу в размере до 1 000 000 рублей (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет) либо лишению свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным ущербом в статье признается ущерб, превышающий 40 тыс. рублей, особо крупным — 120 тыс. рублей.
В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, ущерб, причиненный незаконной добычей самца лося, составляет 240 тыс. рублей, а самки - 400 тыс. рублей.
Кроме того, в соответствии с изменениями уголовно-наказуемой по квалифицирующему признаку крупного ущерба является незаконная добыча иных ресурсов, например, двух особей самки глухаря и др.
Увеличен штраф по части 1 статьи 258 УК РФ с 200 тыс. руб. до 500 тыс. рублей, обязательные работы и арест заменены лишением свободы на срок до двух лет.
Часть 2 статьи 258 УК РФ дополнена квалифицирующим признаком «причинение особо крупного ущерба», при этом, санкция ужесточена: если ранее штраф составлял от 100 до 300 тыс. рублей, то со вступлением в действие поправок он составит от 500 тыс. до 1 млн. рублей. Альтернативой штрафу может стать лишение свободы на срок от трех до пяти лет (ранее данный срок не превышал двух лет).
Согласно статье 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон о банкротстве) сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс, а сведения, содержащиеся в нем, являются открытыми и общедоступными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.
Статьей 110 Закона о банкротстве установлена обязанность организатора торгов в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися опубликовать сообщение о результатах проведения том числе, на сайте ЕФРСБ.
Согласно информации ЕФРСБ 03.07.2018 г. конкурсным управляющим на 29.08.2018 г. назначены торги имущества ЗАО «Севертрансстрой».
Вместе с тем, информация о подписании протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися на сайте ЕФРСБ не опубликовано.
Неполное и несвоевременное опубликование информации о должнике является для кредитора препятствием для реализации его законных прав в полном объеме.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города внесено представление в СРО арбитражного управляющего, которое рассмотрено и удовлетворено, арбитражному управляющему объявлено предупреждение. Кроме того, на сайте ЕФРСБ размещена информация о результатах торгов.
В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников. Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Вредными и опасными условиями труда признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит, в частности, размер дополнительного тарифа страховых взносов, которые работодателю в определенных случаях нужно вносить в ПФР в пользу работников. Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений. Класс условий труда и степень влияют также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда), которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2018 года.
Прокуратурой города в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны труда в деятельности 51 предприятия установлено, что в 14 случаях работодателями специальная оценка условий труда не проводилась и не планировалась, в связи с чем прокурором города руководители предостережены о недопустимости нарушения законодательства.
Необходимо отметить, что статьей 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований о проведении специальной оценки условий труда в виде штрафа от 5 до 10 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, и от 60 до 80 тыс. рублей – для юридических лиц.
Прокуратурой города в ходе изучения локальных актов, принятых и действующих на поднадзорных предприятиях, выявляются противоречия положениям действующего трудового законодательства. Одним из распространенных нарушений является установление незаконных видов дисциплинарного взыскания.
Так, применение денежных штрафов к работнику в качестве дисциплинарного взыскания неправомерно.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные взыскания. К дисциплинарным взысканиям относятся замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. К отдельным категориям работников могут быть применены также и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. ст. 189, 192 ТК РФ).
Денежный штраф как вид дисциплинарного взыскания трудовым законодательством РФ не предусмотрен. В силу требований ч.4 статьи 192 ТК РФ работодатель не вправе применять к работнику иные дисциплинарные взыскания, чем предусмотренные на законодательном уровне, в том числе не вправе налагать денежные штрафы на работника. Таким образом, приказ работодателя о наложении на работника денежного штрафа за нарушение трудовой дисциплины, а равно приказ, устанавливающий порядок применения и размер денежных штрафов к работникам, являются незаконными.
Также, наложение денежного штрафа на работника следует отличать от иных мер воздействия, которые могут применяться работодателем к работнику.
К примеру, локальными нормативными актами организации может быть предусмотрена система премирования, позволяющая работодателю снижать выплачиваемую работнику премию или лишать ее работника за нарушение им трудовой дисциплины (ст. ст. 129, 135 ТК РФ). Поскольку премирование является стимулирующей выплатой, то снижение или лишение премии не является дисциплинарным взысканием, предусмотренным ст. 192 ТК РФ.
Кроме того, согласно требованиям ст.ст.238, 241, 248 ТК РФ по распоряжению работодателя с виновного работника может быть взыскана (удержана) сумма причиненного работодателю ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника.
Статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлено, что срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением предусмотренных Федеральным законом случаев, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в России такого иностранного гражданина не может превышать 90 суток. Правило пребывания – 90 суток в течение каждого периода в 180 суток – соответствует общепринятым международным стандартам.
Вместе с тем, статьей 51 Федерального закона определено, что Правительство России вправе увеличить до 180 суток установленный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов, так и на всей территории Российской Федерации. Такой порядок может быть установлен в отношении отдельных категорий временно пребывающих в России иностранных граждан.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 г. № 1744 срок пребывания в Российской Федерации граждан Украины, проживающих на территориях отдельных районов Луганской и Донецкой областей, увеличен с 90 до 180 суток. Данный срок исчисляется с даты каждого въезда указанных граждан на территорию Российской Федерации.
Прокуратурой города Кандалакши на постоянной основе проводится проверка деятельности правоохранительных органов исполнения требований законодательства связанного с формированием первичных учетных документов. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о допускаемых сотрудниками МО МВД РФ «Кандалакшский» нарушений закона в данной области.
Так, за 2018 год прокуратурой города выявлено 506 нарушений при проверке статистических документов, в связи с чем, удалось предотвратить неверное отражение сведений в ИЦ УМВД России по Мурманской области. В связи с выявленными нарушениями, а также с целью недопущения их впредь в адрес МО МВД внесено 12 представлений.
По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 38 должностных лиц МО МВД РФ «Кандалакшский».
1) С 1 января 2019 года установлены гарантии работникам при прохождении диспансеризации
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 353-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 185.1, устанавливающей гарантии работникам при прохождении диспансеризации.
Данной статьёй закреплено право работников при прохождении диспансеризации на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Освобождение от работы для прохождения диспансеризации предоставляется работнику на основании его письменного заявления, при этом дни освобождения от работы согласовываются с работодателем.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
 
2) Срок пребывания в России граждан Украины увеличен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1744 "Об увеличении срока временного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" срок пребывания в РФ граждан Украины, проживающих на территориях отдельных районов Луганской и Донецкой областей, увеличен до 180 суток. Данный срок исчисляется с даты каждого въезда указанных граждан на территорию Российской Федерации.
3) Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1436 внесены изменения в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2019 установлена возможность неоднократного заключения договора на новый 5-летний срок, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о такой необходимости.
Дополнены основания расторжения и прекращения договора найма жилого помещения. Расторжение или прекращение договора может быть осуществлено при нарушении нанимателем или членами его семьи обязательств, предусмотренных договором.
Так, определено, что договор может быть расторгнут в случае невнесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года (при отсутствии соглашения по погашению образовавшейся задолженности).
Уточнено, что привести к расторжению или прекращению договора может повреждение жилого помещения нанимателем и проживающими с ним членами его семьи и систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном помещении.
1. Особенности заключения трудовых и гражданско-правовых договоров лицом, уволенным в государственной или муниципальной службы.
Граждане, уволенные с должности государственной или муниципальной службы, в силу части 2 статьи 12 Федерального закона
«О противодействии коррупции», а также части 2 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ обременены обязанностью при заключении трудового или гражданско-правового договора уведомить нового работодателя о предыдущем месте службы и занимаемой должности.
Данная мера должна быть соблюдена в целях сообщения новым работодателем в десятидневный срок о заключении такого договора работодателю служащего по последнему месту его службы.
При этом законом оговорены условия, при которых возникает такая обязанность:
1) сообщать необходимо только в том случае, когда вознаграждение за труд бывшего служащего на новом рабочем месте составляет более 100 тысяч рублей в месяц. Такие же требования предъявляются при заключении гражданско-правовых договоров с бывшим служащим;
2) данная обязанность возникает в отношении тех бывших служащих, чьи должности включены в специальные перечни, ознакомиться с которыми можно в справочно-правовых системах, на официальных сайтах госоргана или органа местного самоуправления, либо получить сведения по ним по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправлении;
3) отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего;
4) обязанность возлагается в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.
В каждом таком случае, по месту предыдущей службы должна быть создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в целях решения вопроса о даче согласия бывшему служащему на заключение договора.
За неисполнение новым работодателем возложенной на него обязанности статьей 19.29 КоАП РФ установлена административная ответственность. Несоблюдение самим гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, требования, предусмотренного частью 2 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ, частью 2 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, влечет прекращение трудового (гражданско-правового) договора.
В целях обеспечения единства практики применения Пленумом Верховного Суда РФ 28.11.2017 принято постановление № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данным постановлением Пленум Верховного Суда РФ разрешил ряд проблем, возникающих при привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц в связи с незаконным привлечением к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих.
В частности Пленум Верховного Суда РФ указал, что обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.
Кроме того, данная обязанность возникает при совместительстве у другого работодателя, но не возникает при совместительстве у основного работодателя (внутреннее совместительство), либо при переводе на иное место работу у того же работодателя (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).
Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).
Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа. Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них.
К должностным лицам, которые могут быть привлечены к ответственности по статье 19.29 Ко АП РФ, относятся руководитель организации либо лица, уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя.
В случае уклонения работодателя от оформления с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора и не направлении сведений виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, как по ст. 5.27, так и по ст. 19.29 КоАП РФ.
Следует иметь в виду, что привлечение должностного лица к ответственности по статье 19.29 КоАП РФ не освобождает от ответственности за соответствующее правонарушение организацию и наоборот.
Срок давности для привлечения к ответственности по статье 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Он начинает течь со дня, следующего за днем совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).
 
2. Незаконные закупки бюджетными учреждениями и муниципальными органами.
Прокуратура Мурманской области в целях защиты интересов общества и государства, которые в настоящее время находятся в сложной и нестабильной экономической ситуации, в первую очередь концентрирует внимание на противодействии экономическим правонарушениям.
Одной из экономических сфер, наиболее подверженных массовым нарушениям, является сфера закупок для государственных и муниципальных нужд, регулируемая в основном Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Наибольший ущерб здоровым экономическим отношениям как внутри области, так и внутри страны в указанной сфере приносит заключение хозяйствующими субъектами соглашений, направленных на ограничение или устранение конкуренции. Такие соглашения называются картельными, запрещены государством и преследуются по закону.
Суть таких соглашений заключается в отказе конкурирующих субъектов, участвующих в торгах, от конкуренции в пользу заранее определенного ими «победителя» торгов, а также искусственном образом созданном завышении, занижении или поддержании цены на торгах. Ограничение конкуренции, как правило, выражается в недопущении «неугодных» участникам картеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для участия в торгах. В результате чего, государство, субъекты Федерации, а также муниципальные образования не могут реализовать принцип экономии бюджета, а недобросовестные компании получают сверхприбыль в нарушение действующего законодательства.
Второй, не менее важной проблемой, возникающей при заключении таких картельных соглашений, является вопрос противодействия коррупции, поскольку в указанные нарушения могут быть вовлечены не только представители бизнес-сообщества, но и должностные лица государственного или муниципального органа, организующего закупку товаров, работ или услуг.
В целях борьбы с картельными соглашениями, законодателем установлена административная (ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях) и уголовная (ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.
Вместе с тем, не смотря на то, что основную роль в борьбе с экономическими правонарушениями государство берет на себя, граждане могут предпринять меры, способствующие выявлению и пресечению государственными органами указанных нарушений. Для этого необходимо руководствоваться некоторыми критериями, в соответствии с которыми, закупку для государственных и муниципальных нужд впоследствии можно будет признать незаконной и возместить бюджету причиненный ущерб, а именно:
1. В торгах принимали участие юридические лица, учредителями и (или) исполнительными органами которых выступают одни и те же лица.
2. Учредители и (или) исполнительные органы указанных лиц хотя и не совпадают, однако известно, что они состоят в родстве или являются близкими друзьями.
3. Должностное лицо государственного или муниципального органа, ответственное за организацию торгов, состоит в близких дружеских или родственных отношениях с учредителями и (или) исполнительными органами победителя торгов.
Указанные критерии не являются исчерпывающими, но вместе с тем, имеют место быть. Их принято называть аффилированностью между хозяйствующими субъектами. Об указанных фактах граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица могут сообщить в Прокуратуру области (города или района), а также в Федеральную антимонопольную службу в целях проверки возможных нарушений законодательства о защите конкуренции.
 
3. Правительство РФ увеличило пособие по безработице в 2019 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" на 2019 год увеличивается пособие по безработице.
В настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная - 4900 рублей. Вышеуказанным постановлением минимальная величина пособия по безработице увеличена до 1500 рублей, максимальная – до 8000 рублей.
Более того, для лиц предпенсионного возраста установлена также максимальная величина пособия по безработице, которая составит 11280 рублей.
При этом необходимо учитывать, что предпенсионный возраст (с 1 января 2019 года) – это период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Пособие по безработице выплачивается не только с целью социальной поддержки тех, кто временно не может найти работу или оказался в трудной жизненной ситуации по причине ликвидации организации или сокращения численности (штата), но и с целью снятия напряженности в обществе.
Установленное на 2018 год максимальное пособие (и тем более минимальное) никак не может являться средством к существованию, поскольку не отвечает установленному прожиточному минимуму и меньше минимального размера оплаты в Российской Федерации.
Следует отметить, что в подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298, в качестве целевого показателя предусмотрено доведение максимального размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. Достижение данного показателя предусмотрено было в 2015 г., однако размер пособия так и не изменился.
Учитывая, что для повышения эффективности социальной поддержки в виде выплаты пособия по безработице решающее значение имеет именно повышение указанных величин, Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части уточнения условий и сроков выплаты пособия по безработице)», которым предлагается:
- изменить порядок и условия признания граждан безработными (повышение доступности социальной поддержки);
- изменить сроки выплаты пособия по безработице, установив один период выплаты пособия по безработице вместо двух, и категории его получателей (стимулирование граждан к активному поиску работы).
Принятие указанного федерального закона позволит увеличить максимальную величину пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемые изменения будут способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы.

В прокуратуру г. Кандалакша поступают обращения работников образовательных учреждений по вопросу соответствия законодательству требований администраций образовательных учреждений о проведении обязательной вакцинации работников.

Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе проведение профилактических прививок, что закреплено в ч. 1 ст. 29 Федерального закона  № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 все работники общеобразовательной организации проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Статьей  9  Федерального закона  № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Обязательство проведения профилактических прививок работников всех типов и видов образовательных учреждений также установлено в п. 12  Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825,

Таким образом, в соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок, в том числе, прививки против гриппа, а также отказ от проведения профилактических прививок, влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ граждан, выполнение которых связано с высоким риском заболеваниям инфекционными болезнями.

1) Статьей 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Необходимо учесть, что деятельность юридических и физических лиц может быть приостановлена по решению суда, в случае осуществляемая её с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды.
 
2) Согласно статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статьей 2 указанного закона предусмотрено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Необходимо учесть, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, санкция по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
1)Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе учувствовать в отправлении правосудия.
Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» является гражданским долгом.
Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования раз в четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования и на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
За время исполнения присяжным заседателем функций указанных в Федеральном Закон суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:
- возмещаются командировочные, транспортные расходы;
- по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;
- увольнение, перевод на другую работу в этот период на другую работу в этот период не допускаются.
На присяжных заседателей на период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.
 
2)Ответственность несовершеннолетних за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
В соответствии с УК РФ уголовно наказуемыми считаются незаконные приобретение наркотических средств и психотропных веществ, их хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в значительном, крупном и особо крупном размерах (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).
Уголовной ответственности за данные преступления подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является хищение и вымогательство наркотиков, за которое ответственность наступает с 14 лет.
В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних применяют меры воздействия к виновному лицу, а также его родителям, либо лицам, их заменяющим.
На основании статьи 87 УК РФ к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Согласно ч. 2 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
К несовершеннолетним, длительное время употребляющим наркотики могут применяться принудительные меры медицинского характера.
Примечанием к ст. 228 УК РФ предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
1) Внесены изменения в законодательство в части закрепления полномочий прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан
Федеральным законом от 19.07.2018 № 213-ФЗ внесены изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), касающиеся полномочий прокурора.
Так, в статье 257 КАС РФ «Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке» и статье 281 КАС РФ «Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке» закреплены полномочия прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации данных категорий граждан (при этом административное исковое заявление подписывается прокурором).
В случае, если административное дело о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.
Нормами аналогичного содержания о правах прокурора на подачу исков дополнены Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
 
2) Федеральным законом от 19.07.2018 № 217-ФЗ внесены изменения в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрена возможность совершения совместных завещаний и заключения наследственных договоров.
В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена ГК РФ.
При этом условия совместного завещания супругов действуют в части, не противоречащей правилам об обязательной доле в наследстве (в том числе об обязательной доле в наследстве, право на которую появилось после составления совместного завещания супругов), а также о запрете наследования недостойными наследниками. Совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
Совместное завещание супругов может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни. После смерти одного из супругов, а также после смерти пережившего супруга совместное завещание супругов может быть оспорено по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор).
Наследственный договор может также содержать условие о душеприказчике и возлагать на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения.
Помимо этого наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его заключения, если стороны не заявили возражение против этого.
Наследодатель вправе совершить в любое время односторонний отказ от наследственного договора путем уведомления всех сторон наследственного договора о таком отказе. При этом он обязан возместить другим сторонам наследственного договора убытки, которые возникли у них в связи с его исполнением к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от наследственного договора. Другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором.
 
3) Постановлением Правительства РФ от 24.11.2018 N 1414 внесены изменения в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".
Согласно поправкам с 08.12.2018 знак «Шипы» устанавливать будет не нужно, поскольку знак не помогает участникам движения однозначно предугадать характер движения авто по зимней дороге.
Кроме того, внесены поправки в части нераспространения требований ряда знаков на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов. Предусмотрена необходимость для водителя вместо страхового полиса ОСАГО иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа. Уточнены действия водителя в случае если в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия причинен вред только имуществу.
В частности, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Также предусмотрено, что к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, как с двигателем, так и без него.
 
4) Снижено количество голосов собственников, необходимых для наделения совета дома полномочиями по принятию решения о текущем ремонте общего имущества
С 9 декабря 2018 года вступают в силу изменения, внесенные в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 28.11.2018 № 435-ФЗ.
Федеральным законом корректируется соотношение количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия общим собранием решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Необходимое для принятия решения количество голосов снижается с «не менее двух третей голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме» до «более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».
Федеральный закон вступает в силу
Прокуратурой города Кандалакши на постоянной основе проводится проверка деятельности правоохранительных органов исполнения требований законодательства связанного с формированием первичных учетных документов. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о допускаемых сотрудниками МО МВД РФ «Кандалакшский» нарушений закона в данной области.
Так, за истекшей период 2018 года прокуратурой города выявлено более 350 нарушений при проверке статистических документов, в связи с чем, удалось предотвратить неверное отражение сведений в ИЦ УМВД России по Мурманской области. В связи с выявленными нарушениями, а также с целью недопущения их впредь в адрес МО МВД внесены представления.
По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 27 должностных лиц МО МВД РФ «Кандалакшский».

Федеральным законом от 03.08.2018 № 307-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе в пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Теперь депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Указанные изменения вступили в силу со дня опубликования закона, то есть с 06.08.2018.