С 13 июля 2020 года внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в том числе в части пределов правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение.
Поправки, внесенные в закон, призваны упорядочить и конкретизировать процедуру и пределы правовой экспертизы органом регистрации при оформлении права собственности на вновь созданную недвижимость.
Так, с 13 июля 2020 года государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов на государственную регистрацию прав на построенные объекты проверяет лишь соответствие сведений, указанных в техническом плане разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме.
При этом сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие исключительно в части площади построенного объекта, количества этажей, жилых и нежилых помещений.
Проверка законности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, акта приемочной комиссии государственным регистратором не осуществляется.
«Данные нововведения позволят максимально упростить процесс оформления построенной недвижимости, сделать «прозрачными» и четкими правила для застройщиков и собственников», - говорит Денис Молдаванцев, и.о. начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Мурманской области.
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с порядком, установленным положением «О государственном земельном надзоре», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.
За 1 полугодие 2020 года земельными инспекторами Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Мурманской области на подведомственных территориях: г. Кандалакша, г. Полярные Зори, Терский и Ковдорский районы проведено: 149 проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, что на 53% меньше, чем за аналогичный период 2019 года; 96 административных обследований объектов земельных отношений, на 18 % ниже по сравнению с 1 полугодием 2019 года; выявлено 88 нарушений требований земельного законодательства, данный показатель за аналогичный период 2019 года равен 173 нарушениям.
Начальник Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Мурманской области Ольга Юрьевна Онишина отметила: «Снижение основных показателей обусловлено в первую очередь установленными ограничениями в проведении проверок в связи с новой коронавирусной инфекцией, однако, следует отметить, что основная часть нарушений, выявленных в 1 полугодии 2020 года, а это 70 %, как и за аналогичный период 2019 года связана с отсутствием оформленных прав на используемые земельные участки, еще 26 % нарушений выявлено по причине невыполнения владельцами земельных участков в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор».
Важно знать и не забывать владельцам земельных участков, что самовольное занятие земельного участка, в том числе его использование без оформленных надлежащим образом документов на землю, является правонарушением.
Кодексом РФ об административных правонарушениях в таких случаях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа. За 1 полугодие 2020 года по результатам проверок к ответственности административным органом и судами было привлечено 23 правонарушителя и наложено штрафов на общую сумму 584 тысячи рублей. Для сравнения по статистическим данным за 1 полугодие 2019 года, привлечено к административной ответственности 48 правонарушителей, и сумма штрафов составила 506 тысяч рублей.
В связи с этим, мы активно призываем владельцев земельных участков, надлежащим образом оформлять права на используемые земельные участки, не дожидаясь проверок государственного земельного надзора.
Кадастровый номер – это уникальный цифровой код, присваиваемый каждому отдельно взятому объекту недвижимости в процессе занесения его в кадастровую базу государства ЕГРН.
Это сочетание цифр дает возможность идентифицировать конкретный объект недвижимости, среди аналогичных. Присваивается номер один раз и навсегда, он не меняется при смене владельца. Например, если дом, где находилась квартира, был снесен или уничтожен в результате иных действий, все сведения по нему поступают в архив. В последствие кадастровый номер дома не освободится и не будет передан другому объекту. Это значит, что номер кадастра является кодовым набором цифр для единственного объекта недвижимости.
Кадастровый номер состоит из нескольких комбинаций цифр, разделенных между собой двоеточиями. В нем зашифрованы кадастровые значения и характеристики объекта. Выглядит он так: сначала обозначение округа, где недвижимость находится (у Мурманской области это цифра – 51), затем района, квартала, а после кадастрового адреса объекта недвижимости. В крупных городах цифровые комбинации некоторых параметров могут быть значительно больше, чем в небольших населенных пунктах, поэтому где-то он будет содержать 12 цифр, а где-то 14. Кадастровый номер имеет вид ХХ:ХХ:ХХХХХХХ:ХХХХХ.
Начальник межмуниципального отдела по г.Оленегорск и г.Мончегорск Управления Росреестра по Мурманской области Людмила Капустина разъясняет:
Узнать кадастровый номер земельного участка можно, из выписки Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) (кадастрового паспорта объекта недвижимости или земельного надела). Также он имеется в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на недвижимость. Это самый простой способ найти данный цифровой код. Если же упомянутых документов нет по любой причине, тогда узнать его можно узнать следующими способами:
- обратиться в Кадастровую палату;
- на официальном сайте Росреестра (rosreest.ru), указав лишь адрес объекта недвижимости, с помощью сервисов:
1) «Публичная кадастровая карта»
2) «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»;
- заказать выписку из ЕГРН на интересующий объект недвижимости и получить не только его номер, но и основные характеристики объекта недвижимости. В целях направления запроса о предоставлении сведений в виде выписки из ЕГРН, вы можете обратиться в любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области или воспользоваться соответствующим сервисом на портале государственных услуг Росреестра (http://rosreestr.ru).
Управлением Росреестра по Мурманской области проведен анализ профессиональной деятельности 70 кадастровых инженеров, которые осуществляли кадастровую деятельность на территории нашего региона во 2 квартале 2020 года. За этот период кадастровыми инженерами было подготовлено 1122 документов для осуществления государственного кадастрового учета (межевые и технические планы).
С подробной информацией о количестве поданных заявлений, а также количестве принятых решений о приостановлении (отказе) в государственном кадастровом учете в разрезе кадастровых инженеров можно ознакомиться в разделе «Открытая служба/Статистика и аналитика/Государственный кадастровый учет» на региональной составляющей официального сайта Росреестра rosreestr.ru.
«Данная информация не является рекламой деятельности кадастровых инженеров, в том числе имеющих наиболее высокий рейтинг по подготовке технической документации. Ежеквартальный рейтинг Управления направлен исключительно на информирование заявителей об итогах деятельности кадастровых инженеров на территории нашего региона», - пояснила руководитель Управления Росреестра по Мурманской области Анна Бойко.
Ознакомиться с полным перечнем кадастровых инженеров можно на официальном сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги и сервисы», сервис «Реестр кадастровых инженеров». Услуга предоставляется бесплатно и не требует регистрации. Здесь можно узнать, как давно кадастровый инженер работает на рынке услуг, имеет ли он действующий аттестат, членом какой саморегулируемой организации является, а также результаты его профессиональной деятельности.
«Продаю дом, собственник». На фасадах домов по всему городу, когда мы едем в троллейбусе или на машине нам на глаза попадаются подобные объявления. Человек решает продать дом или квартиру и вывешивает баннер, указывая контактный номер и утверждая, что он является собственником. Но как часто случается, что собственник в итоге оказывается совсем не собственником. И что тогда делать? Если сделка уже заключена, а недвижимый объект, который вы приобрели, теперь, как выясняется, находится под арестом и имеет определенные обременения.
Перед тем как заключить договор Вам (собственнику) необходимо внимательно изучить правоустанавливающие документы. Это документы, на основании которых возникло право собственности у продавца, т.е. это могут быть свидетельство о праве на наследство, договор передачи в собственность, договор купли-продажи, дарения и т.д. Также продавец может предоставить покупателю свидетельство регистрации права собственности, которое выдавалось органами регистрации прав до 2016 года.
Но важно помнить, что ранее выдаваемые свидетельства о регистрации прав - это правоподтверждающий документ, который свидетельствует о регистрации права собственности на объект недвижимости за лицом, обозначенном в этом свидетельстве, и на дату, в нем указанную. Данное свидетельство не подтверждает, что на текущую дату право собственности зарегистрировано за продавцом.
Начальник межмуниципального отдела по г.Оленегорск и г.Мончегорск Управления Росреестра по Мурманской области Людмила Капустина разъясняет:
Подтвердить, кто является собственником соответствующего объекта недвижимости в текущий момент, может только выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных на него правах. Учитывая, что продавать недвижимость имеет право только собственник, покупателю рекомендуется уточнить, кому принадлежит тот или иной объект, заказав такую выписку.
Чтобы получить выписку из ЕГРН вам необходимо обратиться с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в ближайшее отделение МФЦ, либо направить запрос в электронном виде через сайт Росреестра (https://rosreestr.ru).
Выписка из ЕГРН предоставляется в течение 3 рабочих дней. При подаче запроса через МФЦ срок увеличивается на 2 рабочих дня.
Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с порядком, установленным положением «О государственном земельном надзоре», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.
За 1 полугодие 2020 года земельными инспекторами Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Мурманской области на подведомственных территориях: г. Кандалакша, г. Полярные Зори, Терский и Ковдорский районы проведено: 149 проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, что на 53% меньше, чем за аналогичный период 2019 года; 96 административных обследований объектов земельных отношений, на 18 % ниже по сравнению с 1 полугодием 2019 года; выявлено 88 нарушений требований земельного законодательства, данный показатель за аналогичный период 2019 года равен 173 нарушениям.
Начальник Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Мурманской области Ольга Юрьевна Онишина отметила: «Снижение основных показателей обусловлено в первую очередь установленными ограничениями в проведении проверок в связи с новой коронавирусной инфекцией, однако, следует отметить, что основная часть нарушений, выявленных в 1 полугодии 2020 года, а это 70 %, как и за аналогичный период 2019 года связана с отсутствием оформленных прав на используемые земельные участки, еще 26 % нарушений выявлено по причине невыполнения владельцами земельных участков в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор».
Важно знать и не забывать владельцам земельных участков, что самовольное занятие земельного участка, в том числе его использование без оформленных надлежащим образом документов на землю, является правонарушением.
Кодексом РФ об административных правонарушениях в таких случаях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа. За 1 полугодие 2020 года по результатам проверок к ответственности административным органом и судами было привлечено 23 правонарушителя и наложено штрафов на общую сумму 584 тысячи рублей. Для сравнения по статистическим данным за 1 полугодие 2019 года, привлечено к административной ответственности 48 правонарушителей, и сумма штрафов составила 506 тысяч рублей.
В связи с этим, мы активно призываем владельцев земельных участков, надлежащим образом оформлять права на используемые земельные участки, не дожидаясь проверок государственного земельного надзора.
Межмуниципальный отдел по г. Оленегорск и г. Мончегорск Управления Росреестра по Мурманской области подвел итоги осуществления государственного земельного надзора за 1 полугодие 2020 года.
За прошедший период государственными инспекторами межмуниципального отдела на подведомственных территориях г. Оленегорск, г. Мончегорск и Ловозерского района проведено 124 проверки соблюдения требований земельного законодательства и 102 административных обследования объектов земельных отношений.
Начальник межмуниципального отдела по г. Оленегорск и г. Мончегорск Людмила Капустина отметила, что за 1 полугодие государственными инспекторами было выявлено 62 нарушения требований земельного законодательства. Из общего количества выявленных нарушений 58% составляют нарушения, связанные с использованием земельных участков без оформленных правоудостоверяющих документов на землю, 37% - с невыполнением предписаний органа государственного земельного надзора, 5% - с использованием земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования.
С нарушителей взыскано штрафов на сумму 130,0 тысяч рублей. В результате проведенной работы 43 нарушения было устранено. Доля устраненных нарушений земельного законодательства составила более 93%.
Людмила Капустина напомнила, что с планами проведения проверок земельного законодательства на 2020 год, а также с информацией об административных обследованиях, проведенных на подведомственных территориях г. Оленегорск, г. Мончегорск и Ловозерского района, можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе Открытая служба / Проведение проверок.
За консультацией по вопросам государственного земельного надзора можно обратиться в межмуниципальный отдел по г. Оленегорск и г. Мончегорск Управления Росреестра по Мурманской области по телефонам: (8 815 52) 58272, (8 815 36) 30169.
Успешная борьба с коррупционными проявлениями на государственной службе возможна только при использовании различных правовых механизмов. Одним из механизмов предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений является установление ряда специальных ограничений и запретов антикоррупционного характера. Запреты предусмотрены для того, чтобы действия государственных служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу и государству.
Запреты означают, что находясь на службе у государства государственный служащий не имеет права осуществлять те или иные действия, определённые законом. Так, например, чиновник не должен участвовать на платной основе в управлении коммерческой организацией, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе и через доверенных лиц. Не имеет права представлять чьи либо интересы в том государственном органе, в котором он работает.
Одним из запретов является запрет на получение госслужащим вознаграждения от граждан либо организаций в связи с исполнением должностных обязанностей. Сюда можно отнести случаи, когда чиновник при выполнении своих обязанностей в отношении какого-либо лица (например, осуществляет регистрацию чего-либо, проводит проверку этого лица либо по заявлению этого лица) получает от него за это вознаграждение. Причём перечень таких запрещённых вознаграждений является очень широким – это могут быть подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, и другое.
Нарушение запретов, связанных с государственной службой, является основанием для привлечения нарушителя к ответственности вплоть до увольнения.
Управление Росреестра по Мурманской области осуществляет необходимые мероприятия по недопущению нарушения запретов своими сотрудниками, в связи с чем просит о всех ставших известными фактах нарушения сообщать по телефону доверия (8152) 45-88-07, который функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в режиме автоответчика.
В соответствии со статьей 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, должностные лица Росреестра, осуществляющие государственный земельный надзор, с 2015 года уполномочены проводить административные обследования объектов земельных отношений.
Начальник Печенгского отдела Управления Росреестра по Мурманской области Нина Гришина пояснила: «Главной особенностью административного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. Административное обследование фактически является сбором и анализом информации полученной из официальных информационных источников. При осуществлении административного обследования госземинспектор не вмешивается в хозяйственную деятельность проверяемого лица. Единственным действием исследования земельного участка является визуальный осмотр участка с внешней стороны, не проникая на территорию и не пересекая границ и ограждения земельного участка».
Результаты обследований являются основанием для проведения проверки в целях пресечения и устранения нарушения земельного законодательства, а также привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.
Начальник Печенгского отдела Нина Гришина: «За 1 полугодие 2020 года земельными инспекторами Управления на территории Печенгского района проведено125 административных обследований объектов земельных отношений, что на 112% выше, чем в аналогичном периоде 2019 года. В ходе проведения административных обследований в 108 случаях выявлены признаки нарушений, что превысило показатель прошлого года на 110%. Основные нарушения связанны с отсутствием оформленных прав на используемые земельные участки».
В связи с увеличением выявленных признаков нарушений земельного законодательства Управление Росреестра по Мурманской области призывает жителей Печенгского района надлежащим образом оформлять права на используемые земельные участки, не дожидаясь проверок государственного земельного надзора.
Региональный Росреестр осуществляет государственный земельный надзор на всей территории Мурманской области.
В 1 полугодии 2020 года земельным инспектором Печенгского отдела Управления Росреестра по Мурманской области при плановых административных обследованиях земельных участков в населенных пунктах Никель и Корзуново Печенгского района были выявлены признаки нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, связанные с несанкционированным складированием твердых коммунальных отходов, материалы административных обследований были направлены в прокуратуру Печенгского района для принятия мер реагирования.
Как пояснила начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Мурманской области Татьяна Швейцер, административные обследования осуществляются в соответствии с утвержденными планами, заключаются в исследовании состояния объектов земельных отношений и способов их использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах; открытых и общедоступных информационных ресурсах; архивных фондах; информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель; документов, подготовленных в результате проведения землеустройства; информации, полученной дистанционными и другими методами.
«Следует отметить, что при проведении административного обследования не только изучаются документы, но и осуществляется визуальное обследование земельных участков. В соответствии с законодательством обследование проводится без взаимодействия с правообладателем объекта земельных отношений и без доступа на земельные участки, а именно: участки осматриваются со стороны, проводится фотофиксация. При этом, если в результате обследования выявляются признаки нарушения норм законодательства, не входящие в компетенцию Росреестра, такие материалы направляются в компетентные органы для принятия мер реагирования», - добавила Татьяна Швейцер.
С 2018 года и по настоящее время на территории Мурманской области ведутся масштабные работы в рамках государственного контракта по координатному описанию местоположения границ муниципальных образований. Заказчик работ - Министерство имущественных отношений Мурманской области, исполнитель - Акционерное общество «Аэрогеодезия» (Санкт-Петербург).
Цель проведения данных мероприятий - внесение сведений о границах муниципальных образований в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Наличие в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований позволит эффективно управлять территориями и земельными ресурсами области, а также повышает защищенность имущественных прав собственников недвижимости.
В 2018-2019 годах выполнены работы в отношении 18 муниципальных образований области, землеустроительная документация об описании границ включена в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и сведения о границах внесены в ЕГРН. 2020 год является третьим этапом работ для Акционерного общества «Аэрогеодезия».
На сегодняшний день землеустроительные дела по описанию местоположения границ двух муниципальных образований (сельское поселение Пушной и ЗАТО г. Заозерск Мурманской области) проходят государственную экспертизу в Управлении Росреестра по Мурманской области. Государственная экспертиза проводится на соответствие исходным данным, техническим условиям, техническому заданию к Государственному контракту и требованиям проведения землеустройства.
В соответствии с календарным планом исполнителю необходимо завершить работы в отношении 16 муниципальных образований к 20 ноября 2020 года.
8 июня вступил в силу Федеральный закон № 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Данным законом установлено, что в 2020 году срок для добровольной уплаты в полном размере административного штрафа в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц составляет не более 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Мурманской области Татьяна Швейцер пояснила: «Ранее срок на добровольную оплату штрафа для указанной категории лиц составлял всего 60 дней. В настоящее время новой нормой закона этот срок увеличен в три раза и сейчас у субъектов малого и среднего предпринимательства в случае выявления нарушений земельного законодательства есть 180 дней на добровольную оплату штрафа по постановлению о назначении административного наказания, вступившему в законную силу».
Татьяна Швейцер также обратила внимание, что наиболее часто встречающимися нарушениями земельного законодательства являются самовольное занятие земельных участков, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и использование земельных участков не по целевому назначению, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
 
Чтобы не стать нарушителем, проверьте себя:
1. Оформлены ли у вас в соответствии с законодательством правоустанавливающие документы на используемый земельный участок?
2. Фактически используемая площадь земельного участка соответствует данным, указанным в правоустанавливающих документах?
3. Строения и ограждение находятся в пределах установленных границ земельного участка?
4. Фактическое использование соответствует разрешенному использованию, указанному в правоустанавливающих документах?
 
В случае возникновения вопросов, связанных с соблюдением требований земельного законодательства, необходимо обращаться к государственным инспекторам по использованию и охране земель Управления Росреестра по Мурманской области по телефону (8152) 44-10-94.
По данным Управления Росреестра по Мурманской области за 5 месяцев с начала года количество обращений жителей Заполярья в сфере регистрации прав на недвижимость снизилось почти на 35% (с января по май общее количество зарегистрированных прав, ограничений прав составило 33340, в аналогичном периоде 2019 года этот показатель равнялся 51045). Количество поступивших запросов на предоставление сведений из ЕГРН снизилось на 13% и составило в целом 160 тысяч 860 запросов.
Снижение ряда показателей в учетно-регистрационной сфере в Управлении связывают с введением в марте режима самоизоляции в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, что, несомненно, повлияло на динамику сделок с объектами недвижимости.
Вместе с тем, несмотря на временные ограничения возможности для заявителей подавать документы по услугам Росреестра в многофункциональные центры, оформление прав на недвижимость продолжилось, и прежде всего, в электронном виде.
По словам и.о. руководителя Управления Росреестра по Мурманской области Элеоноры Кукуновой, в апреле 2020 года процент электронных обращений на регистрацию прав и кадастровый учет достиг 89%, в мае уже было отмечено снижение до 49%. В целом, за 2 месяца самоизоляции от заявителей поступило 12492 обращений на регистрацию прав (в том числе от нотариусов – 1547), 496 обращений на кадастровый учет, 62659 запросов на предоставление сведений из ЕГРН, зарегистрировано 11330 прав и ограничений (обременений) прав, в том числе 315 ипотечных сделок, в сфере кадастрового учета совершено 1927 учетных действий.
В настоящее время многофункциональные центры открыты для заявителей. Документы на кадастровый учет и регистрацию прав можно сдать лично в офисах МФЦ по предварительной записи либо воспользоваться электронными сервисами Росреестра или обратиться к нотариусу.
Элеонора Кукунова напомнила, что регистрации прав в электронном виде осуществляется Управлением Росреестра, при наличии оснований для ее проведения, в срок не более трех рабочих дней и один рабочий день в случае, если электронные документы поступили от нотариуса. Также, независимо от способа подачи документов, сокращен до трех рабочих дней срок регистрации ипотеки жилого помещения.
Важно учитывать, что в случае подачи документов на регистрацию прав и кадастровый учет через портал ведомства rosreestr.ru потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись, получить которую можно, заполнив заявление на сайте удостоверяющего центра Кадастровой палаты uc.kadastr.ru. Сведения из единого реестра недвижимости можно также получить дистанционно посредством сервисов rosreestr.ru или spv.kadastr.ru (потребуется авторизация на портале Госуслуги).
Захламление земли несвойственными ей предметами – мусором и твердыми бытовыми отходами является нарушением земельного законодательства. Это приводит к физическому захламлению земель, уплотнению плодородного слоя почвы, нарушению воздушной и водной проницаемости почв.

В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на повышение качества и доступности государственной услуги по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них. Законопроект в числе прочего предусматривает право Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые работы.
В настоящий момент в России работают 25109 кадастровых инженеров (состоят в саморегулируемых организациях). Они получат новые возможности для осуществления своей деятельности, будут созданы дополнительные рабочие места, а для клиентов услуги будут оказываться более качественно.

Что предлагается изменить

Данный законопроект закрепляет ряд полномочий органа регистрации прав за ФГБУ «ФКП Росреестра» и полномочия по выполнению кадастровых работ в качестве «государственного кадастрового инженера» в установленных Правительством РФ случаях. Предлагаемые изменения не содержат положений, предусматривающих какую-либо монополию государственного учреждения на осуществление кадастровой деятельности и деятельности по подготовке документов для внесения сведений в реестр границ.
После принятия законопроекта все кадастровые инженеры будут также работать в рамках единого правового поля на условиях, предусмотренных законодательством о конкуренции. Более того, у них появится дополнительная возможность трудоустроиться в Федеральную кадастровую палату и гарантированно принимать участие в государственных проектах.

Поддержка реализации масштабных государственных задач

Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определение границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации и других объектов публичного характера.
Важнейшей задачей для выполнения национальных проектов является обеспечение высоких темпов строительства новых объектов. Принятие данного законопроекта способствует этому и позволит повысить качество предоставления услуг по кадастровому учету и оформлению прав для государственных и муниципальных объектов, сократить сроки и затраты для людей.

Приоритет – клиент

В результате проведения кадастровых работ ненадлежащего качества возникают риски внесения недостоверных сведений в один из важнейших государственных информационных ресурсов страны – Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, являются гарантией права собственности, а также определяющими при установлении размера кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, необходима для исчисления имущественных налогов и сборов. Ошибки в этих данных могут привести к существенным рискам для правообладателей и налогоплательщиков.
Больше всего рисков возникает при реализации масштабных проектов в силу их сложности и необходимости применения комплексного подхода в условиях ограниченных сроков. Например, такие риски проявились при выполнении кадастровых работ в отношении объектов Минобороны России, спортивных объектов, возведенных для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, и других объектов федерального значения.

Будет развиваться сервис «Личный кабинет кадастрового инженера»

Закрепление новых полномочий за Федеральной кадастровой палатой позволит повысить эффективность системы государственного кадастрового учета и регистрации прав в целом. Прежде всего, в части минимизации количества приостановлений и отказов в проведении учетно-регистрационных действий, сокращения сроков и издержек заявителей.
Законопроектом также предусмотрено развитие электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», что позволит вывести процесс информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации на новый уровень и сделать его более прозрачным, доступным и эффективным.

Лучшие международные практики

Модель «государственного» кадастрового инженера в качестве основной применяется в развитых странах, в том числе с совмещением с частным рынком кадастровых работ. Например, в Швеции и Финляндии процесс кадастрового учета и регистрации прав является государственной функцией. Аналогичная ситуация в Норвегии, где функции кадастровых инженеров выполняют сотрудники муниципалитетов.
В Белоруссии государственные кадастровые инженеры составляют 90%. В Литве и Нидерландах государственные и частные кадастровые инженеры работают в партнёрстве.