1. Особенности заключения трудовых и гражданско-правовых договоров лицом, уволенным в государственной или муниципальной службы.
Граждане, уволенные с должности государственной или муниципальной службы, в силу части 2 статьи 12 Федерального закона
«О противодействии коррупции», а также части 2 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ обременены обязанностью при заключении трудового или гражданско-правового договора уведомить нового работодателя о предыдущем месте службы и занимаемой должности.
Данная мера должна быть соблюдена в целях сообщения новым работодателем в десятидневный срок о заключении такого договора работодателю служащего по последнему месту его службы.
При этом законом оговорены условия, при которых возникает такая обязанность:
1) сообщать необходимо только в том случае, когда вознаграждение за труд бывшего служащего на новом рабочем месте составляет более 100 тысяч рублей в месяц. Такие же требования предъявляются при заключении гражданско-правовых договоров с бывшим служащим;
2) данная обязанность возникает в отношении тех бывших служащих, чьи должности включены в специальные перечни, ознакомиться с которыми можно в справочно-правовых системах, на официальных сайтах госоргана или органа местного самоуправления, либо получить сведения по ним по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправлении;
3) отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего;
4) обязанность возлагается в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.
В каждом таком случае, по месту предыдущей службы должна быть создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в целях решения вопроса о даче согласия бывшему служащему на заключение договора.
За неисполнение новым работодателем возложенной на него обязанности статьей 19.29 КоАП РФ установлена административная ответственность. Несоблюдение самим гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, требования, предусмотренного частью 2 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ, частью 2 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, влечет прекращение трудового (гражданско-правового) договора.
В целях обеспечения единства практики применения Пленумом Верховного Суда РФ 28.11.2017 принято постановление № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данным постановлением Пленум Верховного Суда РФ разрешил ряд проблем, возникающих при привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц в связи с незаконным привлечением к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих.
В частности Пленум Верховного Суда РФ указал, что обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.
Кроме того, данная обязанность возникает при совместительстве у другого работодателя, но не возникает при совместительстве у основного работодателя (внутреннее совместительство), либо при переводе на иное место работу у того же работодателя (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).
Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).
Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа. Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них.
К должностным лицам, которые могут быть привлечены к ответственности по статье 19.29 Ко АП РФ, относятся руководитель организации либо лица, уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя.
В случае уклонения работодателя от оформления с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора и не направлении сведений виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности, как по ст. 5.27, так и по ст. 19.29 КоАП РФ.
Следует иметь в виду, что привлечение должностного лица к ответственности по статье 19.29 КоАП РФ не освобождает от ответственности за соответствующее правонарушение организацию и наоборот.
Срок давности для привлечения к ответственности по статье 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Он начинает течь со дня, следующего за днем совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46).
 
2. Незаконные закупки бюджетными учреждениями и муниципальными органами.
Прокуратура Мурманской области в целях защиты интересов общества и государства, которые в настоящее время находятся в сложной и нестабильной экономической ситуации, в первую очередь концентрирует внимание на противодействии экономическим правонарушениям.
Одной из экономических сфер, наиболее подверженных массовым нарушениям, является сфера закупок для государственных и муниципальных нужд, регулируемая в основном Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Наибольший ущерб здоровым экономическим отношениям как внутри области, так и внутри страны в указанной сфере приносит заключение хозяйствующими субъектами соглашений, направленных на ограничение или устранение конкуренции. Такие соглашения называются картельными, запрещены государством и преследуются по закону.
Суть таких соглашений заключается в отказе конкурирующих субъектов, участвующих в торгах, от конкуренции в пользу заранее определенного ими «победителя» торгов, а также искусственном образом созданном завышении, занижении или поддержании цены на торгах. Ограничение конкуренции, как правило, выражается в недопущении «неугодных» участникам картеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для участия в торгах. В результате чего, государство, субъекты Федерации, а также муниципальные образования не могут реализовать принцип экономии бюджета, а недобросовестные компании получают сверхприбыль в нарушение действующего законодательства.
Второй, не менее важной проблемой, возникающей при заключении таких картельных соглашений, является вопрос противодействия коррупции, поскольку в указанные нарушения могут быть вовлечены не только представители бизнес-сообщества, но и должностные лица государственного или муниципального органа, организующего закупку товаров, работ или услуг.
В целях борьбы с картельными соглашениями, законодателем установлена административная (ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях) и уголовная (ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.
Вместе с тем, не смотря на то, что основную роль в борьбе с экономическими правонарушениями государство берет на себя, граждане могут предпринять меры, способствующие выявлению и пресечению государственными органами указанных нарушений. Для этого необходимо руководствоваться некоторыми критериями, в соответствии с которыми, закупку для государственных и муниципальных нужд впоследствии можно будет признать незаконной и возместить бюджету причиненный ущерб, а именно:
1. В торгах принимали участие юридические лица, учредителями и (или) исполнительными органами которых выступают одни и те же лица.
2. Учредители и (или) исполнительные органы указанных лиц хотя и не совпадают, однако известно, что они состоят в родстве или являются близкими друзьями.
3. Должностное лицо государственного или муниципального органа, ответственное за организацию торгов, состоит в близких дружеских или родственных отношениях с учредителями и (или) исполнительными органами победителя торгов.
Указанные критерии не являются исчерпывающими, но вместе с тем, имеют место быть. Их принято называть аффилированностью между хозяйствующими субъектами. Об указанных фактах граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица могут сообщить в Прокуратуру области (города или района), а также в Федеральную антимонопольную службу в целях проверки возможных нарушений законодательства о защите конкуренции.
 
3. Правительство РФ увеличило пособие по безработице в 2019 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" на 2019 год увеличивается пособие по безработице.
В настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная - 4900 рублей. Вышеуказанным постановлением минимальная величина пособия по безработице увеличена до 1500 рублей, максимальная – до 8000 рублей.
Более того, для лиц предпенсионного возраста установлена также максимальная величина пособия по безработице, которая составит 11280 рублей.
При этом необходимо учитывать, что предпенсионный возраст (с 1 января 2019 года) – это период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Пособие по безработице выплачивается не только с целью социальной поддержки тех, кто временно не может найти работу или оказался в трудной жизненной ситуации по причине ликвидации организации или сокращения численности (штата), но и с целью снятия напряженности в обществе.
Установленное на 2018 год максимальное пособие (и тем более минимальное) никак не может являться средством к существованию, поскольку не отвечает установленному прожиточному минимуму и меньше минимального размера оплаты в Российской Федерации.
Следует отметить, что в подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298, в качестве целевого показателя предусмотрено доведение максимального размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. Достижение данного показателя предусмотрено было в 2015 г., однако размер пособия так и не изменился.
Учитывая, что для повышения эффективности социальной поддержки в виде выплаты пособия по безработице решающее значение имеет именно повышение указанных величин, Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части уточнения условий и сроков выплаты пособия по безработице)», которым предлагается:
- изменить порядок и условия признания граждан безработными (повышение доступности социальной поддержки);
- изменить сроки выплаты пособия по безработице, установив один период выплаты пособия по безработице вместо двух, и категории его получателей (стимулирование граждан к активному поиску работы).
Принятие указанного федерального закона позволит увеличить максимальную величину пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемые изменения будут способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы.