До принятия Земельного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования земельных отношений на территории Российской Федерации Указом Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» был установлен порядок оформления прав на предоставляемые гражданам земельные участки, а также порядок перерегистрации прав (приватизации) на земельные участки, ранее предоставленные гражданам.
В соответствии с данным Указом Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на подведомственных территориях оформлялись, регистрировались и выдавались свидетельства о праве собственности на землю. Такие земельные участки считаются ранее учтенными. В подавляющем большинстве случаев площади ранее учтенных земельных участков являются ориентировочными и подлежат уточнению.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладателям необходимо уточнить границы ранее учтенных земельных участков и, в случае необходимости, зарегистрировать права на них.
Закон предусматривает возможность выдачи разрешения на строительство объектов федерального, регионального или местного значения, относящихся к инженерной или транспортной инфраструктуре, без оформления прав на земельные участки при условии, что такие участки находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц.
Правообладатели, чьи земельные участки не имеют точных сведений о местоположении границ в ЕГРН и права на которые не зарегистрированы (возникли до февраля 1998 года), могут столкнуться с тем, что на их участках может быть начато строительство объектов федерального, регионального или местного значения. В рамках реализации закона такие земли могут быть ошибочно восприняты как незанятые и свободные от чьих-либо прав.
Для того чтобы избежать возможных сложностей, правообладателям необходимо: узнать о наличии границ на местности по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте ведомства и при необходимости обеспечить уточнение границы земельных участков с привлечением кадастровых инженеров.
Кадастровый инженер проведет межевание. Межевание, или определение границ земельного участка - это обязательная процедура также в ряде других случаев. К таким ситуациям относятся, например, притязания соседей на спорную территорию, желание продать или застроить спорный участок.
Межевой план оформляется кадастровым инженером после осуществления замеров границ земельного участка, в дальнейшем сведения о межевании вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Кандалакшский отдел Управления Росреестра по Мурманской области призывает не игнорировать соответствующие положения Земельного кодекса и провести данную процедуру и тем самым защитить свои права, а именно: возможность владения, использования и распоряжения своей землей.