Согласно статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ошибки в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) подразделяются на:
- технические (описки, опечатки и иные подобные ошибки, допущенные при внесении сведений об объекте недвижимости в ЕРГН);
- реестровые (воспроизведенные с документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости были внесены в ЕГРН).
Для исправления технической (реестровой) ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав. Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), либо посредством почтового обращения. Заявление об исправлении технической ошибки может подать любое заинтересованное лицо. При этом, с заявлением на исправление реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.
К заявлению об исправлении технической ошибки не обязательно прикладывать какие-либо документы (при необходимости орган регистрации прав самостоятельно направит запросы в уполномоченные органы). Исправление же реестровой ошибки без представления документов, содержащих исправленные сведения, не представляется возможным. Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:
- путем формирования межевого или технического плана (для формирования межевого или технического плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки);
- в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);
- на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).
При обнаружении реестровой ошибки орган регистрации принимает решение о необходимости ее устранения. По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия правообладателя. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя
Управление Росреестра по Мурманской области приглашает на консультацию
Управление Росреестра по Мурманской области приглашает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения консультации по вопросам отнесения земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска.
Ждем Вас в здании Управления по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 22, 12 марта 2019 года с 900 до 1300.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор с применением риск-ориентированного подхода.
В соответствии с приложением 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, критерии отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора:
1. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
В 2018 году государственными инспекторами Кандалакшского, Терского, Ковдорского районов и г. Полярные Зори провели 598 проверок соблюдения требований земельного законодательства. При этом в 356 случаях выявлены такие нарушения, как отсутствие зарегистрированного права на земельный участок (ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ) и самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ); нецелевое использование земельного участка и неиспользование земельного участка в установленных целях в течение 3 лет с даты оформления прав на него (ст. 8.8 КоАП РФ); неисполнение в срок предписания органа государственного земельного надзора (ст. 19.5 КоАП РФ).
По результатам проведенных проверок 84 лица привлечены административным органом и судом к административной ответственности с наложением штрафов в общем размере на 1 065 000 рублей, взыскано административных штрафов на сумму 836 000 рублей. Устранено 179 ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
Кандалакшский межмуниципальный отдел напоминает, что оформление прав на земельные участки и надлежащее использование земли необходимо не только в целях избежания административной ответственности при проведении мероприятий по государственному и муниципальному земельному надзору, но и для получения полной гарантии защиты своих прав и возможности распоряжения земельными участками.
Объекты незавершенного строительства наряду со зданиями и сооружениями относятся к недвижимости, и на такие объекты распространяется тот же правовой режим, что и на объекты, законченные строительством.
Таким образом, чтобы стать объектом купли-продажи, объект незавершенного строительства должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании статьи 239 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.
Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.
Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Следует отметить, что указанные нормы законодательства применяются к договорам аренды заключенным после 01 марта 2015 г.
На основании изложенного, рекомендуем арендаторам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соблюдать сроки строительства, указанные в разрешении, регистрировать право собственности на объекты капитального строительства до истечения срока действия договора аренды.
В 2018 году природные комплексы «Кедр сибирский в Никельском лесничестве» и «Водопад на реке Шуони-йоки», расположенные в Печенгском районе Мурманской области в райне города Никель, объявлены Правительством Мурманской области памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Кроме этого, Правительством Мурманской области утверждены паспорта памятников природы, а также установлены границы памятников и режим особой охраны их территорий в соответствии с паспортами.
В целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости выполнены работы по описанию местоположения границ особо охраняемых природых территорий памятников природы регионального значения Мурманской области: «Кедр сибирский в Никельском лесничестве» и «Водопад на реке Шуони-йоки». Заказчиком работ по государственному контракту выступило Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области.
По результатам проведения комплекса работ исполнителем (ООО «Центр межевания и геодезии») определены координаты характерных точек границ объектов, сформированы землеустроительные дела в бумажном виде и на электронном носителе.
В текущем году материалы приняты в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, Управления Росреестра по Мурманской области, и являются общедоступными для всех заинтересованных лиц.
Управление Росреестра по Мурманской области информирует.
Вопрос государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него актуален, когда заключен договор ипотеки либо договор купли-продажи с рассрочкой платежа, договор долевого участия в строительстве (когда ипотека возникает в силу закона).
Обратить взыскание на имущество можно в судебном и во внесудебном порядке.
Независимо от порядка взыскания государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя или заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой. Отличие составляют лишь документы, которые необходимо представить на государственную регистрацию вместе с заявлением.
Так при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда необходимо представить копию решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, надлежащим образом заверенную и скрепленную печатью суда, с отметкой о вступлении этого решения в законную силу и документы, подтверждающие реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги), или в случае признания торгов несостоявшимися соглашение с залогодержателем о приобретении заложенного имущества либо документы, подтверждающие оставление залогодержателем заложенного имущества за собой (протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий получение указанного заявления организатором торгов).
При обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса в случае проведения торгов необходимо представить нотариально удостоверенный договор об ипотеке или нотариально удостоверенный договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, которые содержат условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и отметку о совершении исполнительной надписи, и (или) закладная (в случае, если права залогодержателя удостоверены закладной), содержащая условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и отметку о совершении исполнительной надписи, и документы, подтверждающие реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах торгов, договор купли-продажи с лицом, выигравшим торги), или в случае признания торгов несостоявшимися соглашение с залогодержателем о приобретении заложенного имущества либо документы, подтверждающие оставление залогодержателем заложенного имущества за собой (протокол о признании повторных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий получение указанного заявления организатором торгов);
В случае обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса когда торги не проводятся представляется нотариально удостоверенный договор об ипотеке или нотариально удостоверенный договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, которые содержат условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и отметку о совершении исполнительной надписи, и (или) закладная (в случае, если права залогодержателя удостоверены закладной), содержащая условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и отметку о совершении исполнительной надписи, и документы, подтверждающие оставление залогодержателем заложенного имущества за собой (заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и в случае оставления предмета ипотеки за собой без проведения торгов документ, подтверждающий получение указанного заявления залогодателем).
Примечательно, что при государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в указанных случаях регистрационная запись об ипотеке, обеспечивающей требования залогодержателя, в целях удовлетворения которых реализован предмет ипотеки, погашается одновременно с государственной регистрацией права собственности приобретателя заложенного имущества или залогодержателя.
Также сообщаем, что государственная регистрация прав на объект недвижимости осуществляется без заявления собственника (правообладателя) объекта недвижимости при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися.
В жизнь современного человека входит все больше государственных услуг, предоставляемых различными ведомствами в электронном виде. Сегодня расширяется и «электронный нотариат». В настоящее время гражданину для подачи документов в электронном виде необходимо иметь личную квалифицированную электронную подпись. Те, кто сталкивался с подобным, знает, что это занимает время и стоит денег. Порой бывает непросто самому разобраться в механизме таких действий. Теперь сам нотариус удостоверяет созданный им электронный документ. Так, с 1 февраля 2019 года в обязанности нотариусов входит подача документов на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет самостоятельно. Теперь гражданам, оформившим, например, свидетельство о праве на наследство, не нужно обращаться в офисы многофункциональных центров с целью регистрации прав на недвижимость. В случаях, если в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются нотариусом в орган регистрации прав, такие заявление и документы представляются в форме электронного документа, в том числе электронного образа документа. При представлении нотариусом соответствующего заявления в форме электронного документа прилагаемые к нему нотариально оформленные документы представляются в форме:
1) электронного документа, удостоверенного (выданного, совершенного) нотариусом в электронной форме;
2) электронного образа нотариально оформленных документов, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, который удостоверил (выдал, совершил) указанные документы. Удостоверение равнозначности такого электронного образа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе не требуется.
При этом значительно сокращены сроки регистрации прав. При подаче нотариусом документов в электронном виде срок составляет 1 рабочий день. Если по каким-либо причинам у нотариуса отсутствует возможность обратиться за регистрацией прав в электронном виде, то он обязан представить документы на бумажном носителе в офис МФЦ, в этом случае регистрация составит 3 рабочих дня с момента приема документов регистрирующим органом.
Впервые с 1947 года Российская Федерация и Королевство Норвегия корректируют государственную границу. 10 лет полевых работ, измерений и официальных дипломатических переговоров завершились подписанием в сентябре 2018 года нового соглашения о границе.
Подписанное соглашение состоит из 1500 страниц и содержит, в том числе, почти 400 протоколов. Подробные протоколы составлены для каждой из 396 пар пограничных столбов. Помимо стоящих напротив друг друга столбов, есть еще текст соглашения, в котором прописано, где точно проходит граница.
Первым и основополагающим документом, регламентирующим прохождение и установление режима между Российской Империей и Королевством Норвегия, стал трактат о границе, подписанный в 1826 г. между двумя государствами. После демаркации российско-норвежской границы в 1947 г. и наведения на границе порядка в соответствии с Договором 1949 года прохождение границы практически не изменилось. Главное отличие состояло в том, что если в документах 1826 г., когда говорилось о прохождении границы по рекам Патсойоки (Паз) и Ворьема, пограничной чертой признавался «стержень сих вод», т.е. «срединная линия русла», а по демаркации и Договору 1947 – 1949 гг. уже речь шла о том, что на реках граница проходит по самому глубокому фарватеру, то есть по тальвегу. Чертой разграничения по водам озер в 1826 г. признавалась их «средина» и «самая большая глубина», а по Договору 1949 г. только тальвег – линия наибольшей глубины.
Поскольку большая часть границы проходит по рекам, то естественное изменение их русла или вмешательство человека, например, строительство плотины каскада Пазских ГЭС, со временем приводит и к изменению протяжённости границы. Согласно договору о границе, её линию необходимо пересматривать каждые 25 лет, но с 1949 года никто не брался за такую работу.
В ходе совместных полевых работ были сделаны как фотографии с воздуха, так и замеры глубины воды. Сегодня оборудование для измерения расстояний и координат более точное и совершенное.
В результате проведенных современных измерений где-то Россия «получила» дополнительно немного суши, а где-то Норвегии «отошли» дополнительные речные участки.
В настоящее время АО «Аэрогеодезия» проводит работы по подготовке картографических материалов по российско-норвежской границе.
Филиал Кадастровой палаты по Мурманской области сообщает об открытии Федеральной кадастровой палатой на своем официальном сайте www.kadastr.ru нового раздела «Вебинары и видеолекции». В первую очередь он ориентирован на представителей профессионального сообщества кадастровых инженеров и других специалистов сферы недвижимости (риелторов, юристов, оценщиков).
В новом разделе будут размещены видеолекции и вебинары, освещающие актуальные вопросы кадастровой деятельности. В свете динамичных изменений, к примеру, в земельном законодательстве многие обучающие материалы окажутся полезны также людям, профессиональная деятельность которых не связана с недвижимостью. Для доступа к информации необходимо зарегистрироваться.
Данный интернет-ресурс будет активно развиваться, обеспечивая специалистов сферы недвижимости информацией в доступной форме. Зарегистрированные пользователи получат сообщения о размещении новых материалов и приглашения на планируемые мероприятия, где смогут задать интересующие вопросы.
Кроме того, на данном ресурсе есть возможность заказа тем для видеолекций и вебинаров, размещения комментариев, отзывов и предложений. Ссылка на раздел с вебинарами и видеолекциями - webinar.kadastr.ru
1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно вступившему в силу Закону такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, будут считаться равнозначными. При этом расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона №217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. Т.е. понятие "жилое строение" поменялось на понятие "жилой дом".
Закон также предусматривает возможность признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в порядке, который установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом теперь действует упрощенный заявительный характер. В соответствии с ним собственник представляет в орган местного самоуправления (непосредственно либо через многофункциональный центр) утвержденный Постановлением пакет документов вместе с заявлением, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором они расположены.
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов не позднее чем через 45 календарных дней со дня их подачи.
С 1января 2019 года вступил в силу Федеральный Закон от 29июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, устанавливает правовой режим огородного земельного участка. Так, в соответствии со статьей 3указанного закона огородный земельный участок – это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости. Данные постройки могут быть предназначены для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Обращаем внимание граждан, что с 1 января 2019 года на огородном участке не допускается возведение объектов капитального строительства и, соответственно, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 218-ФЗ.
1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно вступившему в силу Закону такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, будут считаться равнозначными. При этом расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона №217-ФЗ с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. Т.е. понятие "жилое строение" поменялось на понятие "жилой дом".
Закон также предусматривает возможность признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в порядке, который установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом теперь действует упрощенный заявительный характер. В соответствии с ним собственник представляет в орган местного самоуправления (непосредственно либо через многофункциональный центр) утвержденный Постановлением пакет документов вместе с заявлением, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором они расположены.
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов не позднее чем через 45 календарных дней со дня их подачи.
Управлением Росреестра по Мурманской области подведены итоги выполнения мероприятий по достижению целевых показателей целевой модели («дорожной карты») по регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимости (далее – Дорожная карта).
В 2018 году Правительством Российской Федерации были актуализированы дорожные карты, дополнения и изменения внесены и Дорожную карту по регистрации недвижимости. Несмотря на то, что изменения внесены в июле 2018 года, Управлением достигнуты контрольные значения по основным факторам Дорожной карты на 100%.
Все показатели Дорожной карты имеют стратегическое значение для улучшения инвестиционного климата Мурманской области, однако хотелось бы остановиться на факторах, которые отражают качество предоставления государственных услуг Росреестра.
Во-первых, хотелось бы рассмотреть вопрос доступности получения государственных услуг Росреестра. Предоставление услуг учетно-регистрационной сферы на базе многофункциональных центров является одним основных направлений Плана мероприятий («дорожной картой») по внедрению целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимости». В соответствии с Методикой определения целевых показателей по целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», за 4 квартал 2018 года составил 93,56%.
В настоящее время прием заявителей по вопросам получения государственных услуг Росреестра осуществляется исключительно в офисах многофункциональных центров. Прием документов по экстерриториальному принципу на объекты, расположенные в пределах Мурманской области, функционирует во всех МФЦ. Наличие такого «экстерриториального» приема документов предоставляет заявителям более широкую возможность выбора места и времени получения услуг, сократить время ожидания в очередях и по предварительной записи.
По состоянию на 31.12.2018 в 16 многофункциональных центрах функционировало в среднем 151 окно, в которых заявители могли подать документы на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет. Предоставление услуг Росреестра обеспечено и на выездных рабочих местах многофункциональных центров.
 
Второе направление – качество предоставленных Росреестром государственных услуг, которое определяется по нескольким показателям:
1. Количество ошибок, допускаемых специалистами МФЦ, при приеме документов. Следует отметить, что в течение всего 2018 года количество ошибок, допускаемых специалистами многофункциональных центров, не превысило контрольных значений, установленных Дорожной картой.
2. Доля заявлений о государственной регистрации прав, по которым в регистрационных действиях приостановлено/отказано, в общем количестве поданных заявлений о государственной регистрации прав. Процент приостановлений по государственной регистрации по итогам IV квартала 2018 года составляет 2,97% от общего числа регистрационных действий, процент отказов равен 0,38%, что не превышает предельных значений показателей «Плана мероприятий (“дорожная карта”) по внедрению в Мурманской области целевой модели “Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества” (предельный уровень приостановлений 6%, отказов – 1%).
3. «Срок регистрации права». Значение целевого показателя составляет 7 рабочих дней. В настоящее время значение данного показателя находится в пределах контрольного значения и составляет в целом по Управлению – 6 рабочих дней, по делам, принятым в МФЦ, максимальный срок регистрации – 8 рабочих дней.
Еще один ключевой показатель Дорожной карты - организация «Межведомственного взаимодействия». Возможность получения Управлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, которые находятся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, значительно сокращает время сбора и подготовки всех необходимых документов заявителем. Управлением совместно с органами исполнительной власти Мурманской области ведется активная работа с муниципалитетами по переходу на электронное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг. Процент электронного взаимодействия в региональном сегменте СМЭВ по состоянию на 31.12.2018 составляет 89,1%.
В августе 2017 года вступил в силу Федеральный закон №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» – так называемый Закон о «лесной амнистии».
«Лесная амнистия» направлена на защиту прав добросовестных собственников, чьи земельные участки пересекаются с землями лесного фонда.
Под «лесную амнистию» попали участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом не имеет значения, когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них, указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда». Главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
Также под «лесную амнистию» попадают земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016. Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь осуществляются в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, пересечение границ образуемого участка с границами лесничества не является препятствием к кадастровому учету такого участка.
Земельные участки, попадающие в границы лесничеств, которые по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и (или) правоустанавливающих документов имеют «нелесную категорию», также попадают под действие закона о «лесной амнистии». В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана.
Закон о «лесной амнистии» позволяет устранять выявленные противоречия в досудебном порядке.

Важными мерами по профилактике коррупции является неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.
Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять обращения в государственные органы, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов. Для Управления Росреестра по Мурманской области обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления. При этом Управление гарантирует, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями. Но за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевету предусмотрена уголовная ответственность.
Также в законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность госслужащего уведомлять своё начальство, органы прокуратуры о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной обязанностью госслужащего, а невыполнение этого требования является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.
Таким образом, противостоять коррупционным проявлениям возможно совместными усилиями, если граждане повсеместно будут сообщать об известных им фактах коррупции, а госслужащие – неукоснительно выполнять свою обязанность и сообщать о лицах, которые пытаются склонить их к совершению коррупционного правонарушения.
О ставших известными случаях совершения госслужащими Управления Росреестра по Мурманской области коррупционных правонарушений можно сообщить по «телефону доверия» (8152) 45-88-07, который функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в режиме автоответчика, либо на электронные адреса: 51_upr@rosreestr.ru, ok_00@r51.rosreestr.ru.