Главным признаком любого земельного участка являются его границы. Границы земельного участка определяют его площадь, от которой зависит размер земельного налога. Именно граница земельного участка является предметом спора между соседями или посягательства третьих лиц. Поэтому важно понимать, где границы конкретного земельного участка, установлены они должным образом или нет.

С 1 января 2019 года заработали основные положения Федерального закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».
Законом изменены понятия огородного и садового земельного участка. Теперь огородный земельный участок – это участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Садовый земельный участок предполагает отдых граждан и (или) выращивания ими для собственных нужд сельскохозяйственных культур на нем с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Порядок признания садового дома жилым и наоборот подробно расписан в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2018 № 1653 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.
Для этого собственнику дома необходимо обратиться в орган местного самоуправления, представив соответствующее заявление, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (представлять не обязательно, указанный документ может быть запрошен органом местного самоуправления по межведомственному информационному взаимодействию) либо правоустанавливающий документ на садовый или жилой дом (в случае если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, нотариально удостоверенное согласие третьих лиц (если объект недвижимости обременен правами этих лиц). Указанные документы должны быть рассмотрены уполномоченным органом в срок не позднее 45 календарных дней со дня подачи заявления. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения собственнику направляется решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо мотивированное решение об отказе в удовлетворении заявления».
«Также до 1 марта 2019 года всем садоводам и дачникам, кто уже построил жилые дома на своих дачных и садовых участках следует поспешить за оформлением права собственности на них. Необходимо подготовить технический план, а затем обратиться в Росреестр, представив правоустанавливающий документ на земельный участок (представлять не обязательно, если сведения о регистрации права уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости), технический план и документ об оплате госпошлины в размере 350 рублей. После 1 марта оформить право на свой дом будет сложнее, нужно будет уведомлять орган местного самоуправления».
Главным признаком любого земельного участка являются его границы. Границы земельного участка определяют его площадь, от которой зависит размер земельного налога. Именно граница земельного участка является предметом спора между соседями или посягательства третьих лиц. Поэтому важно понимать, где границы конкретного земельного участка, установлены они должным образом или нет.
Как правило, границы конкретного земельного участка на местности известны правообладателю. Они обычно представлены природными объектами (ручьи, бровки оврагов, иные элементы ландшафта) и объектами искусственного происхождения (ограждения, стены зданий, заборы и т.п.) Но юридически граница земельного участка должна быть установлена в соответствии с действующим законодательством.
Что же значит «Граница земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством?». Это означает, что земельный участок прошел процедуру межевания, в отношении него выполнены геодезические измерения, границы закоординированы специалистом, координаты поворотных точек его границ определены и сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Только установление границы земельного участка и наличие соответствующих сведений о границе в ЕГРН гарантирует защиту от различных земельных споров и посягательств соседей в том числе.
В настоящее время большое количество земельных участков на территории Мурманской области, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не имеют точного описания границ. Зачастую, это границы, которые описаны словесно, схематически без координат или с координатами, но не в системе координат МСК-51, или с низкой точностью. Правообладателям таких земельных участков необходимо устанавливать их границы - проводить в отношении своих земельных участков кадастровые работы и вносить уточненные сведения в ЕГРН.
Установлена ли граница земельного участка можно узнать, воспользовавшись электронным сервисом «Публичная кадастровая карта» официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru или заказав выписку из ЕГРН».
Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с момента его вступления в силу (04.08.2018) предусмотрен уведомительный порядок начала и окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, на которых до дня вступления в силу Федерального закона №340-ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома (на дачном земельном участке) или жилого строения (на садовом или дачном земельном участке), также вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения.
Заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в таких случаях обязаны направлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления либо застройщик в случае неисполнения органом власти указанной обязанности.
Вместе с тем до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов. В данном случае для подготовки технического плана жилого дома или жилого строения, расположенных на соответствующих земельных участках, и их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав наличие уведомлений не требуется, заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав подается застройщиком (правообладателем садового или дачного земельного участка) либо его представителем.
При этом частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, не ограниченные каким-либо сроком, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Об изменениях с 04.02.2019
реквизитов для перечисления платы по государственной пошлине за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним
 
1. При подаче документов через филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области
Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)
ИНН 5190132523     КПП 519001001
Банк получателя: Отделение Мурманск г. Мурманск
БИК Банка: 044 705 001
Счет получателя:401 018 100 403 000 170 01
КБК 32110807020011000110
ОКТМО 47701000
 
2. При подаче документов через МФЦ
Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)
ИНН 5190132523     КПП 519001001
Банк получателя: Отделение Мурманск  г. Мурманск
БИК Банка:044 705 001
Счет получателя:401 018 100 403 000 170 01
КБК 32110807020018000110
ОКТМО*
* При подаче документов через Многофункциональный центр указывается ОКТМО по месту расположения МФЦ.
 
Отделы МФЦ, осуществляющие прием документов на регистрацию
ОКТМО
ГОБУ «МФЦ МО» г. Мурманск
47701000
МБУ "МФЦ в Кольском р-не"г.Кола
47605101
МБУ "МФЦ ЗАТО Видяево"
47735000
МКУ МФЦ Кандалакшский р-нг.Кандалакша
47608000
МКУ МФЦ в г. Полярные Зори
47719000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск"
47730000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Заозерск"
47733000
МБУ «МФЦ ЗАТО Александровск»
47737000
МБУ «МФЦ в г. Мончегорске»
47715000
МКУ «МФЦ г. Кировска»
47712000
МБУ "МФЦ в г. Оленегорске"
47717000
МКУ "МФЦ Ловозерского района" в гп Ревда
47610154
МКУ "МФЦ Ловозерского района" в сп Ловозеро
47610401
МКУ «МФЦ г. Апатиты»
47705000
МКУ "МФЦ Ковдорского района"
47703000
МКУ "МФЦ Печенгский район МО", в том числе:
47615000
городское поселение Заполярный
47615103
городское поселение Никель
47615151
МАУ "МФЦ «Мои документы» в Терском районе" п. Умба
47620151
Об изменении с 04.02.2019г.
реквизитов для перечисления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок
 
При подаче документов через МФЦ
 
Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)
ИНН 5190132523     КПП 519001001
Банк получателя: Отделение Мурманск г. Мурманск
БИК Банка: 044 705 001
Счет получателя: 401 018 100 403 000 170 01
ОКТМО*
КБК 32111301031018000130
 
* При подаче документов через Многофункциональный центр указывается ОКТМО по месту расположения МФЦ.
 
Отделы МФЦ
ОКТМО
ГОБУ «МФЦ МО» г. Мурманск
47701000
МБУ "МФЦ в Кольском р-не" г.Кола
47605101
МБУ "МФЦ ЗАТО Видяево"
47735000
МКУ МФЦ Кандалакшский р-н г.Кандалакша
47608000
МКУ МФЦ в г. Полярные Зори
47719000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск"
47730000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Заозерск"
47733000
МБУ «МФЦ ЗАТО Александровск»
47737000
МБУ «МФЦ в г. Мончегорске»
47715000
МКУ «МФЦ г. Кировска»
47712000
МБУ "МФЦ в г. Оленегорске"
47717000
МКУ "МФЦ Ловозерского района" в гп Ревда
47610154
МКУ "МФЦ Ловозерского района" в сп Ловозеро
47610401
МКУ «МФЦ г. Апатиты»
47705000
МКУ "МФЦ Ковдорского района"
47703000
МКУ "МФЦ Печенгский район МО", в том числе:
47615000
городское поселение Заполярный
47615103
городское поселение Никель
47615151
МАУ "МФЦ «Мои документы» в Терском районе" п. Умба
47620151
Главным признаком любого земельного участка являются его границы. Границы земельного участка определяют его площадь, от которой зависит размер земельного налога. Именно граница земельного участка является предметом спора между соседями или посягательства третьих лиц. Поэтому важно понимать, где границы конкретного земельного участка, установлены они должным образом или нет.
Как правило, границы конкретного земельного участка на местности известны правообладателю. Они обычно представлены природными объектами (ручьи, бровки оврагов, иные элементы ландшафта) и объектами искусственного происхождения (ограждения, стены зданий, заборы и т.п.) Но юридически граница земельного участка должна быть установлена в соответствии с действующим законодательством.
Что же значит «Граница земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством?» Это означает, что земельный участок прошел процедуру межевания, в отношение него выполнены геодезические измерения, границы закоординированы специалистом, координаты поворотных точек его границ определены и сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Только установление границы земельного участка и наличие соответствующих сведений о границе в ЕГРН гарантирует защиту от различных земельных споров и посягательств соседей в том числе.
В настоящее время большое количество земельных участков на территории Мурманской области, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не имеют точного описания границ. Зачастую, это границы, которые описаны словесно, схематически без координат или с координатами, но не в системе координат МСК-51, или с низкой точностью. Правообладателям таких земельных участков необходимо устанавливать их границы - проводить в отношение своих земельных участков кадастровые работы и вносить уточненные сведения в ЕГРН.
Установлена ли граница земельного участка можно узнать воспользовавшись электронным сервисом «Публичная кадастровая карта» официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru или заказав выписку из ЕГРН.

При подаче документов через  МФЦ

 

        Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)

       ИНН 5190132523            КПП 519001001

       Банк получателя: Отделение Мурманск  г. Мурманск

       БИК Банка: 044 705 001

       Счет получателя: 401 018 100 403 000 170 01

       КБК 32110807020018000110

       ОКТМО * 

* При подаче документов  через Многофункциональный центр указывается ОКТМО по месту расположения  МФЦ.

 

 

Отделы МФЦ, осуществляющие прием документов на регистрацию

ОКТМО

1

2

ГОБУ «МФЦ МО» г. Мурманск

47701000

МБУ "МФЦ в Кольском р-не" г.Кола

47605101

МБУ "МФЦ ЗАТО Видяево"  

47735000

МКУ  МФЦ  Кандалакшский р-н г.Кандалакша

47608000

МКУ  МФЦ в г. Полярные Зори

47719000

МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск"

47730000

МБУ "МФЦ ЗАТО г. Заозерск"

47733000

МБУ «МФЦ ЗАТО Александровск»

47737000

МБУ «МФЦ в г. Мончегорске»     

47715000

МКУ «МФЦ г. Кировска»

47712000

 МБУ "МФЦ в г. Оленегорске"

47717000

МКУ "МФЦ Ловозерского района", в том числе:

 

гп Ревда

47610154

сп Ловозеро

 

47610401

МКУ «МФЦ г. Апатиты»                

47705000

МКУ "МФЦ Ковдорского района"

47703000

МКУ "МФЦ Печенгский район МО", в том числе:

47615000

городское поселение Заполярный

47615103

городское поселение Никель

47615151

МАУ "МФЦ «Мои документы» в Терском районе" п. Умба

47620151

 

 

Обращаем внимание, что оплата по данным реквизитам производится с 04.02.2019 г.

 

В случае несогласия с кадастровой оценкой объектов недвижимости оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию. При Управлении Росреестра по Мурманской области с 2012 года действует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.
В 2018 году в Комиссию поступили 838 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 845 объектов недвижимости; 16 заявлений не приняты к рассмотрению, 18 – отозваны заявителем. По основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости поступило 2 заявления; по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости – 836.
В 2018 году организовано 23 заседания Комиссии, на которых рассмотрено 913 заявлений в отношении 919 объектов недвижимости (в том числе 162 заявления, поступившие в декабре 2017 года). Решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 602 заявлений, решение об отклонении заявления – в отношении 311 заявлений. Остальные 55 заявлений, поступившие в конце декабря 2018 года, будут рассмотрены на заседаниях Комиссии в январе 2019 года.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» по поручению Правительства Мурманской области ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» уже в 2018 году завершило оценку земель особо охраняемых территорий и объектов, и провело подготовку к оценке объектов капитального строительства, запланированной на 2019 год.
После проведения оценки учреждением «Имущественная казна» по новому закону обращения о пересмотре будет рассматривать данное учреждение. Оспаривание результатов оценки, определенной по «старым» правилам независимыми оценщиками продолжается в комиссии при Управлении Росреестра по Мурманской области.
Напоминаем заявителям, что с 1 февраля 2019 года вступают в силу изменения в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", согласно которым после удостоверения договора в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус будет обязан не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в регистрирующий орган – Росреестр.
Если нотариус по независящим от него причинам не может направить в Росреестр документы в электронном виде, то он обязан предоставить их на бумаге в течение двух рабочих дней.
При этом Минюст России своим приказом от 28.12.2018 №303, который также вступает в силу с 1 февраля, обозначил причины, при наличии которых нотариусы предоставляют документы для государственной регистрации прав в уполномоченный орган на бумажном носителе. К ним отнесены:
- отсутствие доступа к сервисам единой информационной системы нотариата при направлении заявления о государственной регистрации права в электронной форме посредством единой информационной системы нотариата путем информационного взаимодействия с ФГИС ведения ЕГРН, которое подтверждается средствами единой информационной системы нотариата или сообщением на сайте ФНП;
- отказ по техническим причинам в обработке заявления о государственной регистрации права при направлении их через официальный сайт органа государственной власти, который подтверждается соответствующим сообщением на официальном сайте соответствующего органа государственной власти;
- отсутствие возможности направления заявления о государственной регистрации права по объективным причинам, указанным в Порядке ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденном Приказом Минюста России от 17.06.2014 №129 (в частности, выезд нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы; отсутствие возможности внесения сведений в ЕИС по техническим причинам (например: отсутствие электроснабжения, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к ЕИС в связи с плановыми профилактическими работами), которое подтверждается записью в поле "Особые отметки" реестра нотариальных действий единой системы нотариата.
И еще один немаловажный момент: за представление нотариусом в указанных случаях заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за услуги правового и технического характера не будет взиматься. Эта услуга будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки.
Управлением Росреестра по Мурманской области подведены итоги исполнения функции по государственному земельному надзору за 2018 год.
За 2018 год госземинспекторами проведено 2621 проверок в отношении граждан и юридических лиц, выявлено более 1500 нарушений, выдано 1393 предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, наложено штрафов на сумму 5473,06 тыс. руб., рассмотрено 49 материалов, составленных по результатам муниципального земельного контроля.
Анализ выявленных нарушений показал, что наиболее часто встречающимися нарушениями являются нарушение требований ст.ст.25, 26 Земельного Кодекса РФ (отсутствие регистрации права на используемый земельный участок), а также нарушение, за которое предусмотрена ответственность ч.25, ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор).
Как и прежде, госземинспекторы принимали участие в проверках, проводимых органами прокуратуры, в качестве специалистов, обладающих специальными познаниями.
Также в 2018 году госземинспекторы активно и плодотворно работали над реализацией плана действий по профилактике и предупреждению выжигания сухой травянистой растительности, на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на территории Мурманской области и плана-графика профилактических мероприятий нарушений обязательных требований при осуществлении государственного надзора (контроля).
Напоминаем, что еженедельно, по пятницам с 10:00 до 13:00, отдел государственного земельного надзора Управления проводит «горячие линии» .
Государственные инспекторы по использованию и охране земель ответят на вопросы, касающиеся соблюдения земельного законодательства РФ.
Телефон горячей линии: 8 (8152) 44-10-94.

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым исключаются из законодательства понятия «дачный земельный участок» и «жилое строение».

Виды разрешенного использования земельных участков  «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или указанные в правоустанавливающем документе, считаются равнозначными. Земельные участки с такими видами разрешенного использования  являются садовыми земельными участками.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года с назначением «жилое», «жилое строение» признаются жилыми домами. Законом также вводится понятие «садовый дом».

С момента вступления в силу указанного закона утратил силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Государственным служащим Управления Росреестра по Мурманской области запрещено представлять интересы других лиц, в том числе и своих близких родственников, в Управлении. Этот запрет установлен законом в целях противодействия коррупции и направлен на недопущение конфликта интересов в государственном органе. Ведь очевидно, что, будучи представителем третьих лиц в Управлении, госслужащий Управления приобретает личный интерес в исходе дела, в принятии соответствующего решения в пользу представляемого лица.
Госслужащий-представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Разрешение на представительство в подобной ситуации означало бы возможность для госслужащего использовать должностные обязанности в интересах частных лиц. Тем самым выполнение представительских функций находится в прямом противоречии с правовым статусом государственного служащего и запрещено законодательством.
Запрет для госслужащего быть представителем включает в себя и запрет быть поверенным в делах других лиц в государственном органе (Управлении Росреестра), в котором он служит. Доверенность – это документ, в котором фиксируются полномочия представителя, а именно его право совершать правомочные действия от имени другого лица. И если такая доверенность адресуется государственному органу, в котором госслужащий-поверенный состоит на госслужбе, то она является недействительной. Следовательно, все действия, осуществлённые этим госслужащим по недействительной доверенности, тоже являются недействительными.
Поэтому Управление Росреестра по Мурманской области настоятельно рекомендует гражданам и организациям не выдавать доверенности госслужащим Управления на представление своих интересов в Управлении (например, для государственной регистрации прав на недвижимость), не привлекать их каким-либо иным способом для представления своих интересов.
О ставших известными случаях представления госслужащими Управления Росреестра по Мурманской области интересов других лиц в Управлении можно сообщить по «телефону доверия» (8152) 45-88-07, который функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в режиме автоответчика, либо на электронные адреса: 51_upr@rosreestr.ru, ok_00@r51.rosreestr.ru.
Одним из видов административного наказания за нарушение требований земельного законодательства является административный штраф.
Правонарушитель, к которому применяется штраф, обязан уплатить его не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
На практике часто случается, что лица, привлеченные к административной ответственности в виде штрафа, уклоняются от выполнения этой меры наказания.
Если нарушитель не уплатил штраф в установленный срок, постановление о наложении административного штрафа направляется в службу судебных приставов для принудительного взыскания.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет также применение санкций.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В 2018 году государственными инспекторами Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Мурманской области проведено 598 проверок и 222 административных обследования. При этом выявлено 356 нарушений требований земельного законодательства, по результатам проверок возбуждено 98 административных дел, вынесено 340 предписаний об устранении нарушений, допущенных при использовании земельных участков. Наложено административных штрафов на сумму 1 065 258 рублей, взыскано штрафов в сумме 836 376 рублей.
Подводя итоги уходящего года хочется отметить, что количество выявленных нарушений в сравнении с прошлым годом не уменьшилось, поэтому Кандалакшский межмуниципальный отдел призывает всех пользователей земельных участков проверить наличие документов на землю, а в случае их отсутствия, начать процедуру по их оформлению.