Документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, в некоторых случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон.
Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме, и не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю.
Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, представляемые в форме электронных образов документов должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Граждане, которые по тем или иным причинам не получают заказные почтовые отправления с результатами проверок по государственному земельному надзору (акт, предписание об устранении выявленного нарушения) ошибочно полагают, что у них есть все основания для неустранения нарушений при использовании земельных участков.
Управление Росреестра по Мурманской области доводит до сведения таких граждан, что, согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. При этом уклоняющиеся могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение предписаний, выданных должностными лицами по ч. 25 или ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.
Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен дополнительный способ защиты прав собственников недвижимого имущества.
Каждый владелец недвижимости может подать заявление в регистрирующий орган о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в ЕГРН будет внесена соответствующая запись. Наличие этой записи уменьшает риск мошеннических операций с недвижимостью, заключаемых посредниками, которые действуют по доверенности. Это особенно актуально, если были утеряны (украдены) документы на недвижимость или документы, удостоверяющие личность, например паспорт, или правообладатель имеет основания не доверять лицу, которому ранее выдавал доверенность.
Если за регистрацией обратится представитель по доверенности, документы будут возвращены без рассмотрения, а правообладателя проинформируют, что с его недвижимостью пытались совершить соответствующие действия.
Заявление о невозможности совершения сделок без личного участия собственника можно подать бесплатно в электронном виде в личном кабинете на портале Росреестра rosreestr.ru при наличии ЭЦП, а также при личном обращении в офисы МФЦ.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации ежегодно, начиная с 2013 года, 12 декабря в День Конституции Российской Федерации проводится общероссийский день приема граждан с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по местному времени.

Формирование территории муниципальных образований начинается с принятия закона Мурманской области об утверждении границ муниципального образования и заканчивается внесением сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
На сегодняшний день в ЕГРН внесены сведения о границах 6 из 40 муниципальных образований области.
Законом Мурманской области утверждено текстовое описание прохождения границ муниципальных образований по природным и искусственным элементам местности, по которому в дальнейшем проводятся землеустроительные работы по определению координат точек границ и подготовки сведений для внесения в ЕГРН.
АО «Аэрогеодезия» (г. Санкт-Петербург) в рамках государственного контракта выполняет работы по координатному описанию местоположения границ 34 муниципальных образований Мурманской области и обеспечению внесения сведений о границах в ЕГРН.
В настоящее время АО «Аэрогеодезия» проведены землеустроительные работы I этапа по 3-м муниципальным образованиям: Ковдорский район, город Мончегорск с подведомственной территорией, город Оленегорск с подведомственной территорией.
По результатам выполнения комплекса картографических и землеустроительных работ исполнителем определены координаты точек границ, сформированы землеустроительные дела.
Подготовленная землеустроительная документация в настоящее время проходит государственную землеустроительную экспертизу в Управлении Росреестра по Мурманской области.
По окончании прохождения экспертизы при положительном заключении экспертной комиссии материалы землеустройства будут приняты в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, Управления Росреестра по Мурманской области, и станут общедоступными для всех заинтересованных лиц.
Результатом выполнения всех этапов работ является внесение сведений о границах муниципальных образований Мурманской области в ЕГРН.
Административный штраф является одним из видов административного наказания.
Правонарушитель, к которому применяется штраф, обязан уплатить его не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Однако на практике часто случается такое, что лица, привлеченные к административной ответственности в виде штрафа, уклоняются от выполнения этой меры наказания.
Если нарушитель не уплатил штраф в установленный срок, постановление о наложении административного штрафа направляется в службу судебных приставов для принудительного взыскания.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет также применение санкций.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество. Сведения, содержащиеся в ЕРГН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляется органом регистрации по запросам любых лиц. Выписка, содержащая общедоступные сведения ЕГРН, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, а также иные сведения.

     При покупке недвижимости убедитесь, что на нее не наложен арест или  запрет на совершение регистрационных действий, что отсутствует возражение в отношении зарегистрированного права и что нет решения об изъятии объекта для государственных или муниципальных нужд. Информация о наличии либо отсутствии различных ограничительных мер в отношении прав на недвижимость позволяют участникам гражданского оборота принимать осознанные решения относительно совершения сделок с недвижимым имуществом.

     Сведения из ЕГРН предоставляются посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, а также иными установленными законом способами. Исчерпывающую информацию о видах выписок из ЕГРН и порядке и способах их получения можно получить на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.ru) или в любом офисе многофункциональных центров Российской Федерации.

Обращаем внимание землепользователей, которые подверглись административному наказанию в виде наложения штрафа за нарушение земельного законодательства. Правонарушитель обязан уплатить штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа или со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
В соответствии с нормами части 1 статьи 20.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
С 1 июля вступили в силу поправки в федеральный закон №328-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»: в обороте появились электронные ипотечные закладные.
Внедрение электронной закладной позволяет перенести процесс ипотечного кредитования полностью в онлайн-режим: от подачи заявки на кредит до покупки жилья.
Раньше при заключении кредитного договора заемщик подписывал бумажную ипотечную закладную, затем Росреестр делал необходимые отметки, и закладная отправлялась в банк, где хранилась до момента погашения кредита и выполнения всех бюрократических формальностей.
Электронная закладная — это бездокументарная ценная бумага, которая хранится в депозитарии в виде электронного документа. Его появление значительно экономит время всем: электронная закладная направляется напрямую из банка в регистрирующий орган. Не нужно идти в МФЦ на регистрацию или погашение закладной, находить время для внесения изменений в данные.
Новый закон разрешает использование электронной закладной, но пока не запрещает бумажный носитель. Форма выдачи закладных — электронная или бумажная — будет фиксироваться в договоре об ипотеке. Но нужно иметь в виду, что для совершения сделок с электронной закладной залогодателю необходима электронная цифровая подпись. Такую услугу можно получить в офисе удостоверяющего центра филиала ФГУП «ФКП Росреестра» по Мурманской области.
В общем, введение электронной закладной — очередной шаг к полному переходу на электронный документооборот при покупке жилья в ипотеку. Напомним, что электронная регистрация прав реализуется в России с 2015 года. И официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.ru) является на сегодняшний день одним из наиболее востребованных среди федеральных сетевых ресурсов.
Чтобы направленное в Управление Росреестра по Мурманской области обращение (заявление) стало основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия, рекомендуем, чтобы обращение (заявление) содержало следующую информацию:
1. Информация о земельных участках (об участке заявителя и участке предполагаемого нарушителя):
- адрес,
- кадастровый номер (при наличии),
- схематический чертеж (по возможности) с указанием местоположения спорного или самовольно занятого земельного участка, объектов, ограждений.
2. Информация о лице, допустившем нарушение (по возможности):
Фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес проживания, телефон (по возможности) – без данной информации невозможно издать распоряжение о проведении внеплановой проверки
3. Информация о заявителе:
Фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес проживания, телефон.
4. Описание ситуации с указанием на нарушение имущественных прав, иные нарушения земельного законодательства.
Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства:
- о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В случае несогласия с оценкой объектов недвижимости оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию. При Управлении Росреестра по Мурманской области с 2012 года действует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.
В январе-октябре 2018 года Комиссия по пересмотру кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области рассмотрела 690 заявлений в отношении 696 объектов недвижимости. В указанный период Комиссией приняты решения в пользу заявителя в отношении 63% заявлений.
В 63% случаев заявления поданы юридическими лицами, в 37% – гражданами, от органов местного самоуправления заявлений не поступало.
В подавляющем большинстве случаев заявления подаются в отношении земельных участков. Так, за январь-октябрь 2018 года Комиссией рассмотрены заявления в отношении 665 земельных участков, 26 зданий, 4 помещений, 1 сооружения.
57% объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых оспорена в январе-октябре 2018 года, расположены в городе Мурманске. Среди территорий, по которым чаще всего оспаривалась кадастровая стоимость, можно отметить Кольский район – здесь расположено 13% от общего числа оспоренных объектов недвижимости, Кандалакшский район – 8%, г. Апатиты с подведомственной территорией – 7%.
Суммарная величина кадастровой стоимости до рассмотрения заявлений в Комиссии составляла 52,3 млрд. руб., после – 16,3 млрд. руб., что свидетельствует о её снижении на 69% относительно первоначального размера.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» по поручению Правительства Мурманской области ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» уже в 2018 году завершило оценку земель особо охраняемых территорий и объектов, и проводит подготовку к оценке объектов капитального строительства, запланированной на 2019 год.
После проведения оценки учреждением «Имущественная казна» по новому закону обращения о пересмотре будет рассматривать данное учреждение. Оспаривание результатов оценки, определенной по «старым» правилам независимыми оценщиками продолжается в комиссии при Управлении Росреестра по Мурманской области.
Согласно нормам Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, включая приобретенные (созданные) за счет общих доходов недвижимые вещи, независимо от того, на имя кого из супругов недвижимость была зарегистрирована.
При отчуждении такого имущества требуется нотариально удостоверенное согласие супруга, не участвующего в сделке. В случае отсутствия необходимого согласия записи об этом вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и отображаются в выписке из ЕГРН, выдаваемой покупателю. Приобретателям недвижимости следует учитывать, что супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки. Зачастую возникает вопрос, а требуется ли согласие бывшего супруга на совершение сделки. В этом случае покупатель должен учитывать следующее.
Как в период брака, так и после его расторжения супруги могут разделить общее имущество. При возникновении спора раздел общего имущества супругов производится в судебном порядке. Семейный кодекс РФ к требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяет трехлетний срок исковой давности.Течение трехлетнего срока в этом случае исчисляется не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Данное разъяснение течения исковых сроков содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
Таким образом, срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, исчисляется с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, а не с момента возникновения иных обстоятельств, например, неиспользование спорного имущества, его продажа и т.п. Покупая спорное имущество, гражданин может столкнуться с негативными последствиями такого выбора. Поэтому принимая решение о покупке квартиры, гаража, земельного участка, жилого или дачного домика и иных объектов недвижимого имущества, будет разумным выяснить, является ли отчуждаемое имущество свободным от прав и потенциальных требований иных лиц.
 
Заместитель начальник Кандалакшского межмуниципального отдела С.Микитюк
Покупатель земельного участка должен быть проинформирован обо всех ограничениях
Нередко жители Мурманской области мечтают о приобретении земельных участков в регионах Российской Федерации с более благоприятными климатическими условиями.
При покупке земельных участков, находящихся за пределами Мурманской области, и использовании экстерриториального принципа регистрации прав, то есть обращения в офис приема – выдачи документов без учета места расположения объекта недвижимости, Управление Росреестра по Мурманской области обращает внимание на следующее.
Действующим законодательством в Российской Федерации предусмотрены меры по защите прав сторон договоров:
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, другими законами или договором. Существенным признаётся нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешённым использованием, о разрешении на застройку данного земельного участка, об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка, о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка, иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причинённых ему убытков.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Из содержания указанных правовых норм следует, что продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию о юридических и фактических ограничениях в использовании земельного участка вне зависимости от регистрации ограничений в Едином государственном реестре недвижимости. Непредоставление информации об ограничениях и заведомо ложное утверждение продавца об их отсутствии влечёт последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации.
К такой информации относятся также сведения об использовании соседних земельных участков, оказывающих существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка.
Таким образом, незаявленные ограничения в договоре купли-продажи земельного участка могут привести к уменьшению покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных убытков в судебном порядке по иску заинтересованной стороны (покупателя).

Управление Росреестра по Мурманской области напоминает о необходимости соблюдения требований земельного законодательства. К нарушениям земельного законодательства относятся, в том числе, самовольное занятие земельного участка, неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока или использование такого участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. За такие виды нарушений предусмотрен административный штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Он определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не установлена, КоАП установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей.

Установленные КоАП РФ размеры штрафов за нарушения земельного законодательства

Вид нарушения

Процент от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение (минимальный размер штрафа)**

Диапазон размера штрафа

(если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на котором допущено нарушение), тыс. руб.

Граждане

Долж-ностные лица

Юриди-ческие лица

Граждане

Долж-ностные лица

Юриди-ческие лица

Самовольное занятие земельного участка*

1-1,5

(не менее

5 тыс. руб.)

1,5-2

(не менее 20 тыс. руб.)

2-3

(не менее 100 тыс. руб.)

5-10

20-50

100-200

Использование земельного участка не по целевому назначению

0,5-1

(не менее 10 тыс. руб.)

1-1,5

(не менее 20 тыс. руб.)

1,5-2

(не менее 100 тыс. руб.)

10-20

20-50

100-200

Неиспользование земельного участка

1-1,5

(не менее 20 тыс. руб.)

1,5-2

(не менее 50 тыс. руб.)

3-5

(не менее 400 тыс. руб.)

20-50

50-100

400-700

* За нарушения, выраженные в самовольном занятии земель, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

** В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Противодействие коррупции является одной из задач, реализуемых кадровой службой Управления Росреестра по Мурманской области. В этих целях на постоянной основе проводится комплекс мероприятий, направленных как на формирование у сотрудников устойчивого антикоррупционного поведения, так и на создание условий, препятствующих совершению коррупционного проступка.
Так, одной из антикоррупционных мер является обязанность госслужащих ежегодно предоставлять сведения о доходах, расходах, о находящемся в собственности имуществе, денежных средствах на счетах в банках, как своих, так и своего супруга и несовершеннолетних детей. Эти сведения анализируются кадровой службой Управления Росреестра на предмет несоответствия доходов госслужащего и его семьи его расходам – все расходы на покупку недвижимости, транспортных средств, акций и иных ценных бумаг должны соответствовать доходам. И если у госслужащего появляется в собственности имущество, а он не может доказать законность его приобретения, то это имущество у него изымается и обращается в доход государства. Надо отметить, что за всё время существования Управления Росреестра не было случаев, когда расходы сотрудников превышали бы их доходы.
Другая антикоррупционная мера – это обязанность госслужащего уведомить руководителя Управления перед тем, как выполнять другую, не относящуюся к деятельности Управления, оплачиваемую работу. Управление Росреестра не только оказывает различным организациям и предпринимателям государственные услуги, но и осуществляет в отношении них контрольно-надзорные функции. И нельзя исключать случаи, когда предприниматель за оказанную без очереди либо в нарушение закона услугу, или за невыявление у него в ходе контроля нарушения, может предложить госслужащему «поработать» по договору у него в фирме, фактически не работая, и заплатить ему за это. Другими словами, предложить завуалированную взятку. Поэтому кадровой службой Управления Росреестра анализируются все уведомления сотрудников о намерении выполнять иную работу на предмет соприкосновения служебной деятельности сотрудника с организацией, предпринимателем, у кого сотрудник намерен работать. И случаев, когда сотрудник выполнял работу в организации, с которой он ранее взаимодействовал при исполнении служебных обязанностей, за всё время существования Управления не допущено.
О фактах коррупции, допущенных сотрудниками Управления Росреестра по Мурманской области, можно сообщить по «телефону доверия» (8152) 45-88-07, который функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в режиме автоответчика, либо на электронные адреса: 51_upr@rosreestr.ru, ok_00@r51.rosreestr.ru, а также по почте: 183025, г.Мурманск, ул.Полярные Зори, д.22.