С 4 августа 2018 года внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства, жилых домов и строений на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и дачного хозяйства. Изменения внесены Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 340-ФЗ).
Поправки, внесенные Федеральным законом № 340-Ф3, призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они вводят единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.
Так, в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ законодателем дано определение объекта индивидуального жилищного строительства (далее — объект ИЖС) - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Изменения коснулись и разрешительных процедур: согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отменено требование о необходимости получения разрешения на строительство объекта ИЖС.
Вместе с тем, в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома требуется уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, уведомление о соответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта либо о несоответствии указанных параметров. Застройщик после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома с приложением технического плана в уполномоченный орган согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные объект ИЖС, садовый дом осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, в настоящее время действуют следующие переходные положения законодательства.
Если заявление на выдачу разрешения на строительство подано или разрешение на строительство ИЖС получено до 3 августа 2018 года, то выдача разрешения на ввод не требуется.
Стоит также отметить, что до 1 марта 2019 года государственный кадастровый учет жилых домов и строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, осуществляется без истребования уведомления о начале и окончании строительства
Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления в Мурманской области налога на землю, а также на недвижимое имущество юридических и физических лиц.
Узнать сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно, обратившись лично в многофункциональный центр «Мои документы», либо посредством официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru.
Получить данные о кадастровой стоимости в электронном виде возможно различными способами:
1. С помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» в разделе «Электронные услуги и сервисы». Поиск справочной информации доступен по кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.
2. С помощью сервиса «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости» в разделе «Электронные услуги и сервисы». Выписка предоставляется бесплатно в течение 3-х рабочих дней. Сервис позволяет выбрать форму и способ получения выписки.
3. С помощью сервиса «Публичная кадастровая карта».
Публичная кадастровая карта содержит сведения ЕГРН. Поиск нужного объекта осуществляется по кадастровому номеру либо используется расширенный поиск. По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта и кто его обслуживает. Информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.
4. С помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».
В данном случае можно узнать включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки сведения о кадастровой стоимости в случаях:
- определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки;
- определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Поиск информации о кадастровой стоимости в сервисе осуществляется по кадастровому номеру интересующего объекта. По результатам поиска откроется ссылка на вкладку с информацией о запрашиваемом объекте недвижимости или надпись об отсутствии таких данных (в случае их отсутствия в фонде данных государственной кадастровой оценки). Здесь также можно скачать отчет об определении кадастровой стоимости, в котором содержатся сведения об интересующем объекте недвижимости. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.
С 4 августа 2018 года внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства, жилых домов и строений на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и дачного хозяйства.

Управление Росреестра по Мурманской области приглашает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения консультации по вопросам отнесения земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска.
Ждем Вас в здании Управления по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 22, 28 сентября 2018 года с 900 до 1300.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор с применением риск-ориентированного подхода.
В соответствии с приложением 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, критерии отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора:
1. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
При обращении граждан в офисы многофункциональных центров за постановкой объектов на государственный кадастровый учет или регистрацию прав Управление Росреестра по Мурманской области  рекомендует предварительно узнать кадастровый номер объекта недвижимого имущества. Получить такие сведения стало возможным посредством электронного сервиса Росреестра «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме он-лайн». Для этих целей в помещениях МФЦ оборудованы зоны доступа к официальному сайту  Росреестра (https://rosreestr.ru).
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки, призванные упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они вводят единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.
Жилым домом признается отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены максимальные параметры: количество надземных этажей - не более трех; высота - не более 20 м.
Изменения коснулись и разрешительных процедур: при строительстве (реконструкции) жилых и садовых домов не потребуется подготовка проектной документации. Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта необходимо надлежащим образом уведомить уполномоченный орган (орган местного самоуправления) о планируемом строительстве или реконструкции. Требования к уведомлению и необходимые документы-приложения прописаны в статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Данное уведомление можно подать через МФЦ.
Теперь вместо разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома также направляется уведомление об окончании строительства, требования к которому предусмотрены новой редакцией статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. Основным приложением к данному уведомлению должен быть технический план, который подготавливается кадастровым инженером. Орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней обязан провести проверку данных документов и принять решение о соответствии построенного объекта требованиям законодательства.
Если построенный дом соответствует требованиям, то орган местного самоуправления должен сам подать документы в Росреестр для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав.
С 4 августа 2018 года внесены изменения в законодательство Российской Федерации‚ касающиеся государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства, жилых домов и строений на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и дачного хозяйства. Изменения внесены Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 340-ФЗ).
Поправки, внесенные Федеральным законом N 340-ФЗ, призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они вводят единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.
Так, в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ законодателем дано определение объекта индивидуального жилищного строительства (далее — объект ИЖС) – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Изменения коснулись и разрешительных процедур: согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отменено требование о необходимости получения разрешения на строительство объекта ИЖС.
Вместе с тем, в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома требуется уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, уведомление о соответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта либо о несоответствии указанных параметров. Застройщик после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома с приложением технического плана в уполномоченный орган согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные объект ИЖС, садовый дом осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, в настоящее время действуют следующие переходные положения законодательства.
Если заявление на выдачу разрешения на строительство подано или разрешение на строительство ИЖС получено до 3 августа 2018 года, то выдача разрешения на ввод не требуется.
Стоит также отметить, что до 1 марта 2019 года государственный кадастровый учет жилых домов и строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, осуществляется без истребования уведомления о начале и окончании строительства.
Для любого земельного участка на территории Российской Федерации установлен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», «для ведения личного подсобного хозяйства», «для садоводства» и пр. Эта характеристика позволяет определить, в каких целях он может использоваться. Но иногда возникают ситуации, когда вид разрешенного использования необходимо изменить.
В первую очередь необходимо обратиться к документам территориального планирования конкретного муниципального образования.
В данных документах для каждой территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Основной и вспомогательный вид могут быть выбраны правообладателем самостоятельно в соответствии с правилами землепользования и застройки. Дополнительных решений и согласований на это не требуется.
Для изменения вида разрешенного использования на условно разрешенный необходимо разрешение, которое выдается местной администрацией.
Сведения о выбранном виде использования вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Для этого необходимо направить заявление о кадастровом учете изменений характеристик земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган регистрации прав через МФЦ. Все необходимые для учета документы и сведения орган регистрации прав самостоятельно запросит в соответствующих органах. Заявитель также может по собственной инициативе вместе с заявлением предоставить письмо уполномоченного органа о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок.
Управление Росреестра по Мурманской области реализует функцию государственного земельного надзора на территории Мурманской области.
В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации государственные инспекторы выдают нарушителям предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Что же делать, если предприняты все меры, но не получается устранить нарушение в установленный срок?
Необходимо не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству необходимо приложить документы, подтверждающие принятие в установленный срок необходимых мер по устранению правонарушения.
Для получения более подробной информации можно обратиться к государственным инспекторам Управления Росреестра по Мурманской области по телефону 8 (8152) 44-10-94.
Обращаем внимание заявителей на то, что в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации при отчуждении недвижимого имущества, приобретенного в период брака, требуется нотариальное согласие другого супруга на совершение такой сделки. Федеральным законом №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации) предусмотрена возможность регистрации оспоримой сделки с одновременным внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В случае, если согласие на совершение сделки на регистрацию не представлено, в Едином государственном реестре недвижимости об этом вносится соответствующая запись. Об оспоримости таких сделок следует помнить покупателю.
Если отчуждаемый объект недвижимости обременен ипотекой (залогом недвижимости), то в силу требований Закона о регистрации представление письменного согласия залогодержателя является обязательным, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимости запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права, сохраняется. В случае отсутствия согласия залогодержателя регистрация перехода права будет приостановлена. Следует помнить и том, что в договоре, являющемся основанием для регистрации прав, должны быть отражены сведения об имеющихся ограничениях прав сторон договора, в том числе об ипотеке.
С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный Закон от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым при выявлении объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта, государственный инспектор по использованию и охране земель в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в соответствующий орган местного самоуправления по месту нахождения данного земельного участка уведомление о выявлении самовольной постройки. Самовольная постройка подлежит сносу в установленном законодательством порядке. Рекомендуем владельцам объектов капитального строительства убедиться в том, что данные объекты не являются самовольными постройками.
Управление Росреестра по Мурманской области реализует функцию государственного земельного надзора на территории Мурманской области.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства.
В большинстве случаев нарушение требований земельного законодательства влечет наложение административного штрафа.
Правонарушитель, к которому применяется штраф, обязан уплатить его не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Однако, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца
Также, с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Напоминаем, что согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
31 августа 2018 года Управление Росреестра по Мурманской области провело расширенную "горячую линию" по вопросам в сфере предоставления услуг Росреестра. На телефонные звонки ответили руководитель Управления А.С. Бойко и начальники подразделений по направлениям деятельности. Граждан интересовали вопросы в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в сфере землеустройства и государственной кадастровой оценки недвижимости, а также государственного земельного надзора. В сфере банкротства юридических и физических лиц обращений не поступило.

Законом о государственной регистрации недвижимости определены правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав через единый портал или официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.ru)с использованием электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера». При поступлении соответствующих сведений в личный кабинет у кадастрового инженера появляется возможность в режиме реального времени провести предварительную автоматизированную проверку межевых, технических планов, карт-планов территории и актов обследования, подготовленных им для учетно-регистрационных целей. Практика показывает, что далеко не все инженеры пользуются такой возможностью для более качественного оказания услуг своим клиентам.
Прошедшие проверку документы помещаются на временное хранение в электронное хранилище Росреестра сроком до трех месяцев. Если в этот период заинтересованное лицо обратится в регистрирующий орган с целью постановки земельного участка или объекта недвижимости на кадастровый учет и (или) на государственную регистрацию прав, то уже не нужно будет дополнительно записывать на диски и представлять в МФЦ указанные планы. Достаточно будет указать в заявлении УИН (уникальный идентифицирующий номер) документа, что значительно сократит время получения государственной услуги и гарантирует постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав, минуя процедуру приостановлений. Государственными регистраторами Кандалакшского межмуниципального отдела около 80% решений о приостановлениях и отказах выносятся в связи с ошибками кадастровых инженеров при подготовке документов либо с невозможностью подгрузки информации с диска на базе МФЦ.
Обращаем внимание заявителей на то, что в договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленных им межевых и технических планов, а также актов обследования.
В текущем году по распоряжению Правительства Мурманской области проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Оценка проводится в соответствии с новым законом «О государственной кадастровой оценке» (Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ) с применением на всей территории страны единой методики кадастровой оценки. Кадастровую стоимость земельных участков определяет областное учреждение ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области», которое занимается этой деятельностью на постоянной основе. Со стороны региональных органов власти работу учреждения «Имущественная казна» курирует Министерство имущественных отношений Мурманской области.
В настоящее время завершен этап общественной проверки материалов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков особо охраняемых территорий и объектов. С 28.06.2018 по 26.08.2018 промежуточные отчетные документы были доступны на официальном интернет-сайте учреждения «Имущественная казна» (http://ikmo51.ru) и на официальном интернет-портале Росреестра (www.rosreestr.ru) для ознакомления и направления замечаний.
В учреждение «Имущественная казна» поступили всего 2 замечания: по одному от Министерства природных ресурсов и экологии и от ГОБУ «Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области». От граждан и представителей бизнес-сообщества замечания не поступали.
Учреждение «Имущественная казна» провело анализ поступивших замечаний к промежуточным отчетным документам, включило в состав отчета информацию обо всех замечаниях, обосновало отказ в их учете. Доработанная редакция отчета об оценке земель особо охраняемых территорий и объектов размещена на сайте учреждения «Имущественная казна» (http://ikmo51.ru).
В сентябре доработанный отчет пройдет проверку в Росреестре (Москва) на соответствие требованиям к отчету. После проверки и устранения нарушений, если таковые будут выявлены, Правительство Мурманской области приступит к утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов. Утвержденная кадастровая стоимость станет базой для исчисления земельных платежей земель особо охраняемых территорий и объектов с 1 января 2019 года.