Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Версия для слабовидящих
 

Настройки отображения

Управление Росреестра по Мурманской области напоминает, что в соответствии с действующим законодательством моментом прекращения налогообложения разрушенного объекта недвижимости признается дата снятия его с государственного кадастрового учета. Действующее законодательство предусматривает снятие объектов капитального строительства с государственного кадастрового учета при их разрушении или уничтожении.
Для снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета необходимо предоставить всего два документа:
1. Заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета. С ним имеет право обратиться владелец такого объекта, либо его представитель в любой из офисов многофункциональных центров.
2. Акт обследования, удостоверяющий прекращение существования объекта недвижимости. Для его оформления заинтересованному лицу необходимо заключить договор с кадастровым инженером. Такой специалист подтверждает в акте факт разрушения, уничтожения конкретного объекта недвижимости с обязательным указанием кадастрового номера.
Управление Росреестра по Мурманской области рекомендует проверять сведения о кадастровом инженере перед заключением договора на выполнение работ. Информация об этих специалистах содержатся в реестрах членов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, публикуемых на их официальных сайтах в сети Интернет. Данные о них также найдутся в государственном реестре кадастровых инженеров, размещенном на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki).
Следует обратить внимание, что снятие с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в связи с прекращением его существования происходит одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.
Вступили в силу изменения статью 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которые устанавливают прямую обязанность органов власти проводить все необходимые действия по образованию земельного участка придомовой территории многоквартирных домов. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав.
Этот порядок касается домов, построенных до введения в действие Жилищного кодекса – т.е. до 1 марта 2005 года. Причем, независимо от обращения собственников помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, органы власти должны уведомлять собственников помещений в многоквартирных домах о начале действий по образованию земельного участка - не позднее чем через 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Навязывание чиновником платных услуг недопустимо
 
Находясь на государственной службе, госслужащий обязан выполнять все предъявляемые государством требования, связанные с исполнением им своих служебных обязанностей. Нарушение этих требований ведёт к привлечению с ответственности вплоть до увольнения.
Одно из таких требований выражается в запрете для госслужащего оказывать предпочтение каким либо организациям или гражданам. Иными словами, госслужащий не имеет права поступать по принципу «это мои друзья – им помогу, они спасибо скажут». Как одно из проявлений такого принципа следует рассматривать ситуацию, когда госслужащий при проведении проверки в какой-либо организации или у гражданина, например, как тот использует свой земельный участок, настоятельно рекомендует для устранения нарушения обратиться по указанному им адресу, где его знакомые всё сделают так как надо и за небольшую плату. Такая ситуация является коррупционным правонарушением со стороны госслужащего, так как связана с его личной заинтересованностью, в том числе с получением соответствующего вознаграждения от этих знакомых.
Эта ситуация, называемая «конфликт интересов», может возникнуть не только при проведении госслужащим какой-либо проверки, но и при выдаче лицензий, разрешений, а также в ходе проведения государственной регистрации либо кадастрового учёта.
Возникновение таких ситуаций приведёт к тому, что госслужащий будет думать только о своём личном обогащении, но не о службе государству и обществу, чего допустить никак нельзя.
О ставших известными случаях совершения госслужащими Управления Росреестра по Мурманской области коррупционных правонарушений можно сообщить по «телефону доверия» (8152) 45-88-07, который функционирует ежедневно, круглосуточно, без выходных и перерывов, в режиме автоответчика, либо на электронные адреса: 51_upr@rosreestr.ru, ok_00@r51.rosreestr.ru.
Напоминаем, что с 04.02.2019г. изменились реквизиты для перечисления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержании односторонни сделок.
 
При подаче документов через МФЦ
 
Получатель средств: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области)
ИНН 5190132523 КПП 519001001
Банк получателя: Отделение Мурманск г. Мурманск
БИК Банка: 044 705 001
Счет получателя: 401 018 100 403 000 170 01
ОКТМО *
КБК 32111301031018000130
 
* При подаче документов через Многофункциональный центр указывается ОКТМО по месту расположения МФЦ.
 
Отделы МФЦ, осуществляющие прием документов на регистрацию
ОКТМО
1
2
ГОБУ "МФЦ МО" г.Мурманск
47701000
МБУ "МФЦ в Кольском р-не" г.Кола
47605101
МБУ "МФЦ ЗАТО Видяево"
47735000
МКУ МФЦ Кандалакшский р-н г.Кандалакша
47608000
МКУ МФЦ в г. Полярные Зори
47719000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Североморск"
47730000
МБУ "МФЦ ЗАТО г. Заозерск"
47733000
МБУ «МФЦ ЗАТО Александровск»
47737000
МБУ «МФЦ в г. Мончегорске»
47715000
МКУ «МФЦ г. Кировска»
47712000
МБУ "МФЦ в г. Оленегорске"
47717000
МКУ "МФЦ Ловозерского района", в том числе:
 
гп Ревда
47610154
сп Ловозеро
47610401
МКУ «МФЦ г. Апатиты»
47705000
МКУ "МФЦ Ковдорского района"
47703000
МКУ "МФЦ Печенгский район МО", в том числе:
47615000
городское поселение Заполярный
47615103
городское поселение Никель
47615151
МАУ "МФЦ «Мои документы» в Терском районе" п. Умба
47620151
16 сентября вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 №150-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Новые поправки выступают частью так называемого закона о «дачной амнистии» и разрешают дачникам оформить самовольно занятые участки земли, что, по сути, является революционной мерой, т.к. самовольное занятие земельного участка - одно из распространённых земельных правонарушений. Но при этом, все же, придется соблюсти определенные условия.
Речь идет об участках, используемых более 15 лет, и на которые не претендуют соседи, а органы власти не имеют претензий к ним, а также территория которых не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленного местной администрацией. Если предел не установлен, размер занимаемой территории не должен превышать 10% от площади основного зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) участка.
У граждан появилась возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться. Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу органа местного самоуправления, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства. Решение же о корректировке границ принимает Росреестр по заявлению органа власти.
Владелец участка вправе оформить в собственность «излишек» земли и в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для учета новых границ участка.
2 августа 2019 г. принят Федеральный закон №286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", вступивший в силу с 13 августа 2019 г., направленный на защиту интересов граждан в случае недобросовестных действий по отчуждению принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества с использованием незаконно полученного ключа электронной подписи.
Законом, в частности, предусматривается, что регистрация перехода права собственности на недвижимость физлиц на основании заявления, подписанного электронной подписью, допускается только при наличии в ЕГРП записи о возможности осуществления такой регистрации. Соответствующая отметка вносится в ЕГРП на основании заявления правообладателя.
Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных электронной подписью, может быть представлено как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН за физическим лицом, так и в отношении любого из них.
Отсутствие в ЕГРН такой записи является основанием для возврата без рассмотрения заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных электронной подписью. Исключениями являются представление документов на электронную регистрацию нотариусом на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, в случае представления сторонами договора купли-продажи с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав, а также если документы подписаны электронной подписью, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан ФГБУ "ФКП Росреестра".
Орган регистрации прав обязан уведомить физическое лицо, за которым в ЕГРН зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, о возврате заявления с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты, по которым осуществляется связь с таким физическим лицом.
Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления.
Если объекты недвижимости, в отношении которых их собственник подает лично заявления, расположены на территориях, находящихся под юрисдикцией различных территориальных органов Росреестра, то к такой ситуации применяются правила, касающиеся экстерриториального представления документов. Иными словами заявление можно подать по месту жительства на объекты недвижимости, расположенные в других регионах.
Эксперты рассказали, в каких ситуациях потребуется информация из госреестра недвижимости для защиты своих прав
Эксперты Федеральной кадастровой палаты в связи с поступающими вопросами о доступности информации о собственниках недвижимости в режиме онлайн рассказали, какие данные входят в группу общедоступных сведений, а какие относятся к группе ограниченного доступа, а также отметили, когда потребуется выписка из госреестра недвижимости.
С 2017 года выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) – единственный документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости. Кроме того, выписка – источник достоверной и объективной информации о недвижимости, сведения о которой содержатся в едином государственном реестре недвижимости.
Чаще всего выписки из реестра недвижимости используются для подтверждения права собственности при проведении сделок с недвижимостью, для определения налоговых обязательств владельца недвижимости, при открытии наследства, оспаривания сделок в судебном порядке, для использования объекта в качестве залога, при подготовке процедуры дарения или оформлении завещания и т.д. Иными словами, сведения из ЕГРН могут понадобиться в различных ситуациях, если они касаются объектов недвижимого имущества.
Закон предусматривает возможность получения общедоступной информации об объектах недвижимости по запросам любых лиц. Так, к общедоступной информации относятся сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также сведения о переходе прав на объект недвижимости — это закреплено Законом "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, любой человек может запросить из ЕГРН информацию о том, кому принадлежит конкретный объект недвижимости, сколько раз этот объект был предметом сделок, каковы характеристики объекта, есть ли обременения.
Но есть и сведения ограниченного доступа, например, о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты. По закону информацию о всех объектах недвижимости, принадлежащих какому-то конкретному лицу, могут получить только собственники и их доверенные лица, а также по запросам органов исполнительной власти различных уровней, судов, нотариусов, кредитных организаций, т.е. только лиц, которые прямо поименованы в Законе о регистрации недвижимости, и только в рамках непосредственной работы с объектами или его собственником в связке с конкретными делами.
Как подчеркивают эксперты, владелец недвижимости также может запросить справку о лицах, интересовавшихся его собственностью.
Важно отметить, что в рамках выдачи общедоступной информации у третьих лиц не окажутся персональные данные собственников.
«Проще говоря, вы можете перед проведением сделки запросить информацию об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что он принадлежит именно этому продавцу, что объект не находится в залоге, под арестом и т.д. Но, если вы не собственник объекта недвижимости, то не можете просто запросить список объектов, которые принадлежат конкретному лицу», - говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.
Когда может понадобиться выписка из реестра недвижимости
Чаще всего при проведении различных сделок с недвижимостью рекомендуется запросить выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – она относится к общедоступным. Данный тип выписки официально подтверждает, что в реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровом учете интересующего объекта недвижимости и зарегистрированных на него правах.
Состав сведений в такой выписке зависит от типа объекта, в отношении которого она была запрошена. Она содержит такие данные, как кадастровый номер объекта и дата его присвоения, адрес, площадь, назначение и так далее; информацию о правообладателях, видах права, номер и дата регистрации, а также наличие ограничений прав или обременений. Помимо этого, такая выписка содержит описание местоположения объектов и план расположения помещений, машино-мест в здании, данные о кадастровой стоимости, характерных точках границ и т.п.
Выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости поможет разобраться и с количеством собственников. Объект недвижимости в том числе может находиться в совместной без определения долей собственности (доли предполагаются равными), либо долевой (доли могут быть не равными). При проведении сделок в отношении доли в праве собственности на объект недвижимости необходимо соблюдение правила преимущественной покупки, в соответствии с которым продавец должен предложить выкупить долю своим сособственникам (участникам долевой собственности).
«Такую выписку рекомендуется получить как можно ближе к планируемой дате, например, сделки купли-продажи объекта недвижимости, так как принципы ведения ЕГРН подразумевают постоянную актуализацию информации. Получив выписку о характеристиках объекта и зарегистрированных на него правах непосредственно перед совершением сделки, гражданин легко проверит правдивость сведений, получаемых от продавца», - говорит Лещенко.
Выписка о переходе прав также будет полезна при подготовке к сделке. Она содержит информацию не только о текущем владельце, но и о предыдущих – с указанием дат регистрации предыдущих переходов права и документах-основаниях.
Как отмечает эксперт Кадастровой палаты Надежда Лещенко, покупателю стоит внимательно отнестись к заинтересовавшему его объекту, если этот объект часто переходил от одного собственника к другому. Например, если каждые месяц-два с ним совершалась сделка и менялся собственник, это может косвенно свидетельствовать о скрытых проблемах, связанных с конкретным объектом недвижимости.
Выписка о переходе прав не включает сведения об ограничениях и обременениях объекта недвижимости; информацию о них можно узнать из выписки о характеристиках объекта.
Благодаря развитию государственных электронных сервисов по предоставлению различных услуг стало возможно получить выписку из ЕГРН не только в бумажном, но и в электронном виде. «Важно помнить, что полученные гражданином выписки будут иметь равную юридическую силу независимо от того, в какой форме были представлены запрошенные им сведения», - подытожила эксперт.
Ранее Федеральная кадастровая палата официально запустила сервис по выдаче сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В соответствии с законодательством выдавать сведения об объектах недвижимости ведомство должно в течение трех суток. Сервис https://spv.kadastr.ru/ позволил сократить время выдачи сведений до нескольких минут. В пилотном режиме сервис заработал для объектов недвижимости 51 региона, которые переведены на ФГИС ЕГРН. С переходом всех субъектов на ЕГРН платформа будет доступна для объектов по всей стране.
В числе важнейших новаций вступивших в силу 16 сентября поправок – утверждение права кадастровых инженеров запрашивать из ЕГРН необходимую для геодезических и кадастровых работ информацию, в том числе сведения об адресах владельцев недвижимости: почтовых и электронных. Доступ к актуальным и достоверным контактам из реестра недвижимости снизит вероятность адресных ошибок при отправке гражданам извещений о проведении согласования границ смежных участков.
Изменения в законы "О кадастровой деятельности" и "О государственной регистрации недвижимости" вступили в силу 16 сентября. Поправки упростили процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти.  Федеральный закон (150-ФЗ от 17 июня 2019 года) устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эксперты Федеральной кадастровой палаты отмечают, что согласование границ является обязательной частью межевания в случае уточнения границ существующего участка или если сведения о границах смежных участков отсутствуют в ЕГРН.
Вступившие в силу поправки позволяют кадастровым инженерам в установленном порядке получать сведения, необходимые для проведения процедуры согласования границ, в том числе сведения об адресах владельцев недвижимости: почтовых и электронных. Это позволит в полной мере учитывать правовые интересы законных владельцев недвижимости – как при проведении комплексных кадастровых работ, так и при индивидуальном межевании участков. Своевременная обратная связь позволит учесть интересы всех заинтересованных лиц, а значит, предотвратить земельные споры между соседями в дальнейшем.
Межевание проводится как по заказу самого собственника, так и на основании государственных или муниципальных контрактов на проведение комплексных кадастровых работ. Кадастровый инженер определяет координаты границ земельного участка, и, если сведения о границах примыкающих к нему участков не внесены в ЕГРН, также согласует общие границы с соседями.
По решению кадастрового инженера согласование местоположения границ проводится на общем собрании заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке под расписку. Разница в том, что собрание необходимо организовывать с помощью предварительной рассылки извещений – на почтовые адреса или адреса электронной почты всех заинтересованных лиц. При этом поиском адресов должен заниматься кадастровый инженер, который до вступления в силу нового законодательства не имел права запрашивать сведения об адресах собственников из ЕГРН.
«Несмотря на то, что процедура согласования местоположения границ является неотъемлемой частью межевания, а владельцы недвижимости вносят в госреестр контактную информацию для обратной связи в случаях, когда могут быть затронуты их права и законные интересы, кадастровые инженеры ранее не могли использовать эти данные в работе», - говорит замглавы Федеральной Кадастровой палаты Марина Семенова.
В случае если адрес найти так и не удавалось, кадастровый инженер публиковал извещение в средствах массовой информации, например, в местной газете. По закону, извещения о проведении собрания должны быть вручены, направлены или опубликованы не позднее чем за тридцать дней до проведения собрания. Таким образом, не получивший извещение собственник в дальнейшем мог оказаться в весьма невыгодном положении: его интересы могли быть нарушены, а решать споры с соседями предстояло в суде.
Предотвратить подобную ситуацию помогает внесение контактных данных правообладателей земельных участков в ЕГРН. «Добавить почтовый или электронный адрес в ЕГРН стоит каждому правообладателю», – говорит замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова. Наличие контактов в ЕГРН предоставит собственнику возможность своевременно получать извещения о проводимых согласованиях при уточнении границ и действиях, косвенно связанных с его недвижимостью. Добавить свои контактные данные в сведения ЕГРН, чтобы всегда оставаться на связи, просто: достаточно подать соответствующее заявление в ближайшем офисе МФЦ.
Отсутствие возражений, равно как и отказ подписывать акт согласования, принимать извещение или контактировать после его получения, служат основаниями считать смежные границы участка официально согласованными. «Процедура согласования общих границ имеет большое значение для всех заинтересованных лиц. Добавление адреса в сведения ЕГРН позволит владельцу смежного участка вовремя получить уведомление о проведении собрания, а личное присутствие при замерах поможет предотвратить возможные ошибки при установлении границ», – говорит Марина Семенова.
Напомним, Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет урегулировать вопрос согласования общих границ земельных участков. Одно из положений предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН. Узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти. Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.
Управление Росреестра по Мурманской области сообщает, что Федеральным законом от 03.08.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в «Основы законодательства РФ о нотариате» и в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которые уточнили требования к удостоверению нотариусом документов, о порядке направления документов в Росреестр и др.
Так, согласно положению Основ законодательства о нотариате появилась возможность представления нотариусом, либо его помощником заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости по нотариально удостоверенному договору об ипотеке.
Указанное заявление направляется в орган регистрации в случае:
1) совместного обращения залогодателя и залогодержателя;
2) обращения залогодержателя;
3) обращения залогодателя и представления следующих документов:
нотариально удостоверенный договор, обязательства по которому обеспечены залогом, нотариально удостоверенный договор о залоге, которые содержат условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке (нотариально удостоверенный договор, обязательства по которому обеспечены залогом, или нотариально удостоверенный договор о залоге и нотариально удостоверенное соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке);
документ, подтверждающий исполнение залогодателем обеспеченного залогом обязательства, подписанный залогодержателем и содержащий обязательно также информацию о суммах и датах получения исполнения в счет погашения обязательств должника по соответствующему договору;
закладная, содержащая отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме, в случае, если права залогодержателя удостоверены закладной.
В случае обращения залогодателя с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости нотариус направляет уведомление залогодержателю. И в случае непредставления залогодержателем возражений по истечении четырнадцати дней со дня получения им указанного уведомления, нотариус подает заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости.
До принятия Земельного кодекса Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования земельных отношений на территории Российской Федерации Указом Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» был установлен порядок оформления прав граждан на предоставляемые им земельные участки.

Управление Росреестра по Мурманской области напоминает об опасности выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на полях.
Палы могут служить причиной гибели людей. Самая очевидная – когда огонь с травы переходит на постройки, пожар в которых становится опасен для жизни. Едкий дым от пала распространяется на большие расстояния, вызывая гибель животных, людей.
Следует знать, что восстановление прежней растительности на месте пала сухой травы возможно только спустя 5-6 лет, а иногда экосистема не восстанавливается вообще.
Что должен помнить каждый житель:
• никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь их остановить и объяснить, чем опасны травяные палы;
• не оставляйте без присмотра на природе: материал, пропитанный горючими или легковоспламеняющимися жижкостями; бутылки и стекла, которые на солнце приобретают свойства линзы и способны вызвать пожар;
• никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике;
• хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей. Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар;
• никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями: петардами, бенгальским огнями, свечами и т.п.;
• не заезжайте в лес на автомобилях и особенно мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар;
• постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров.
За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Россияне могут узаконить земли, используемые более 15 лет
16 сентября вступают в силу изменения в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости». Поправки упростят процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти. Федеральный закон (150-ФЗ от 17.06.2019) устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки. Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством. По мнению специалистов Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.
Так, одно из положений предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН. Важно отметить, что узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти. Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.
«У граждан есть возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться. Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу местных властей, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить. Но важно – к поправкам нельзя относиться как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточненных границ», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова.
Комплексные кадастровые работы (ККР) – это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства. Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах).
Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, они нужны для корректного представления земельных участков, на которых расположены здания, а также для исправления реестровых ошибок. Комплексные кадастровые работы не проводятся в отношении линейных объектов.
Информация о проведении таких работ публикуется в открытых источниках, в том числе на сайтах органов госвласти или местного самоуправления, в течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Кроме того, о начале проведения работ в конкретном кадастровом квартале, где расположен объект, правообладателя должен известить непосредственный исполнитель работ – кадастровый инженер – по электронной или обычной почте, при наличии этих сведений в реестре недвижимости.
Как отмечает замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова, после внесения в ЕГРН сведений о земельных участках и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ, у правообладателей таких объектов недвижимого имущества отпадает необходимость проводить кадастровые работы за свой счет. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства.
Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ, заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документации. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.
«Проведение комплексных кадастровых работ по заказу органов госвласти или местного самоуправления позволяет сократить число земельных споров и защитить права собственников недвижимости, обеспечить справедливое налогообложение. Таким образом повышается и эффективность управления различными территориями в составе субъектов федерации», – заключила Марина Семенова.
Напомним, Федеральный закон №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент России Владимир Путин 17 июня 2019 года. Закон вступает в силу 16 сентября, спустя 90 дней после дня его официального опубликования.
На территории Мурманской области продолжаются работы в рамках 2 этапа государственного контракта по координатному описанию местоположения границ 15 муниципальных образований региона и обеспечению внесения сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости.
В настоящее время АО «Аэрогеодезия» (г. Санкт-Петербург) завершены землеустроительные работы по семи муниципальным образованиям: города Апатиты, Кировск, Полярные Зори с подведомственными территориями Мурманской области, ЗАТО г. Островной, Терский район, городское поселение Умба и сельское поселение Варзуга Терского района Мурманской области.
Материалы землеустройства поступили в Управление Росреестра по Мурманской области для прохождения государственной экспертизы на соответствие исходным данным, техническим условиям, техническому заданию, и требованиям проведения землеустройства. В работе экспертной комиссии примут участие представители Министерства имущественных отношений Мурманской области (заказчик работ), Министерства юстиции Мурманской области и Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Мурманской области.
По окончании прохождения экспертизы при положительном заключении экспертной комиссии материалы землеустройства будут приняты в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, Управления Росреестра по Мурманской области, и станут общедоступными для всех заинтересованных лиц.
Средний срок постановки на государственный кадастровый учет сократился с десяти до четырех дней за пять лет
За последние пять лет средний срок постановки на государственный кадастровый учет снизился с десяти до четырех дней. Это стало возможным благодаря внедрению электронных сервисов и развитию различных форм межведомственного взаимодействия.
В 2014 году срок постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет составлял десять календарных дней. К 2019 году его удалось сократить до четырех рабочих дней. В текущем году быстрее всего поставить недвижимость на кадастровый учет можно в Республиках Мордовия и Северная Осетия, а также в Ставропольском крае – средний срок проведения процедуры ГКУ в этих регионах составляет всего 2 дня.
В 22 субъектах РФ в среднем на кадастровый учет ставят в течение трех дней. Это Белгородская область, Брянская область, Калужская область, Курская область, Тульская область, Ярославская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Саратовская область, Чувашская Республика, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Алтайский край, Забайкальский край, Приморский край, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика. Немногим дольше – в течение четырех дней ставят на кадастровый учет еще в 19 регионах.
Согласно закону «О государственной регистрации недвижимости» постановка на кадастровый учет осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты приема документов органом регистрации прав. Подать заявление о постановке недвижимости на кадастровый учет можно и в офисах многофункциональных центров. В таком случае, согласно действующему законодательству, процедура должна быть проведена в течение семи рабочих дней с момента получения документов МФЦ.
В то же время, внедрение электронных сервисов в сферу государственных услуг позволили существенно сократить сроки постановки недвижимости на государственный кадастровый учет. В настоящее время действуют сервисы, направленные на упрощение получения государственных услуг в сфере кадастрового учета и регистрации права.
Всего, по состоянию на начало 2019 года, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) учтено 162,5 млн объектов недвижимости.
Как отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова, кадастровый учет – это внесение сведений об объектах недвижимости в единый госреестр, эта процедура носит заявительный характер. В то же время, как подчеркивает эксперт, кадастровый учет позволяет зарегистрировать на данную недвижимость право собственности и в дальнейшем распоряжаться ей в полной мере. Если собственник в дальнейшем планирует продавать, дарить или передавать свою недвижимость по наследству, ее нужно поставить на учет и зарегистрировать свои права. «Так, например, если гражданин получает вновь образованный участок от местной администрации, проведение кадастрового учета будет необходимо для возможности в дальнейшем регистрации права на этот земельный участок», - говорит Марина Семенова.
В процессе проведения кадастрового учета в реестр вносятся основные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах с их характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи (например, сведения о местоположении границ, площади, номере кадастрового квартала, в котором расположен объект). Каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в реестр, присваивается уникальный кадастровый номер.
Кадастровый учет может проводиться как одновременно с регистрацией права, так и без нее. Например, кадастровый учет без одновременной регистрации права осуществляется, если в реестр вносятся изменения в характеристики объекта недвижимости (например, изменилась площадь земельного участка и местоположение его границ в результате межевания) или снесли объект недвижимости, право на который не было зарегистрировано. Если же необходимо поставить на кадастровый учет жилой дом, расположенный на приусадебном земельном участке, кадастровый учет такого дома будет осуществляться с одновременной регистрацией прав на него.
 
Справочно:
Федеральная кадастровая палата (ФКП) – оператор Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). В сентябре 2019 года Кадастровой палатой в пилотном режиме был запущен сервис по выдаче сведений из ЕГРН, который позволяет получить выписку за несколько минут.
Кадастровая палата работает в сфере кадастрового учета, регистрации прав собственности и сделок с недвижимостью, оказывает связанные с этим услуги населению и бизнесу в каждом регионе России. С 2009 года находится в ведении Росреестра.
Федеральная кадастровая палата предоставляет сведения из ЕГРН, принимает заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав, вносит сведения о границах субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного наследия и других объектов в ЕГРН.
В 2019 году Кадастровой палатой запущен проект по реинжинирингу существующих электронных сервисов предоставления госуслуг для физических и юридических лиц. Также, согласно плану трансформации учреждения, на базе ФКП будет создан Аналитический центр для участников рынка недвижимости и бизнес-сообществ.
Права на недвижимое имущество подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Однако в отношении бытовых построек, таких как бани, сараи, теплицы, хозяйственные строения, необходимо в первую очередь определиться, является ли объект недвижимым. Исходя из понятия «недвижимость», объект должен быть прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Если постройка не имеет фундамента, то есть её можно переместить на другое место, то отнести такой объект к недвижимости нельзя и, соответственно, право на него государственной регистрации не подлежит.
В отношении объектов недвижимого имущества, заявленных для осуществления учётно-регистрационных действий как «бытовые постройки» и расположенных в границах садовых земельных участков и земельных участков с видами разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» или «личного подсобного хозяйства» (в границах населенного пункта), применяется «принцип вспомогательного использования». Это значит, что их размещение в силу норм 51 и 51.1 Градостроительного кодекса РФ возможно без разрешительной документации, без уведомлений о начале или окончании строительства, а также при отсутствии основного объекта недвижимости, например, садового или жилого дома.
 

Список баннеров